Как я узнал, что такое война

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (10 оценок, среднее: 3,90 из 5)
Загрузка...

Шел 1980 год. Вокруг все цвело, улыбалось яркому солнцу. Май в этом году выдался жарким. Все дети играли, бегали, веселились на улице, со счастливой мыслью о том, что завтра не придется идти в садики и школы. Ведь завтра великий день для всего советского народа. Даже самые маленькие, только научившиеся понимать некоторые слова взрослых, говорить сами и играть в «солдатиков», знали, что за день – 9 мая. Малышам отвечали на их вопрос об этом празднике, кратко и ясно: «Давно, когда еще тебя и даже меня не было, была война». А они спрашивали подробнее, что это такое, и почему из-за этого не надо идти в садик. Ребята постарше, которым уже скоро в школу, интересовались этим все больше. Взрослые рассказывали им, что доблестные и храбрые солдаты сражались за родину, за мирное небо над нами. Что-то менялось в мировоззрении детей, хотелось поскорее вырасти и также стать бесстрашными защитниками своего отечества.
В одном доме на улице Ленина уже шестой год рос мальчик Петя. Он также знал о предстоящем празднике, даже знал кто такие ветераны. Но еще больше ему предстояло узнать.
Придя домой Петя скинул кепку, бросил все игрушки в сторону, быстро снял обувь и побежал в зал. В комнате сидела бабушка мальчика, внук подбежал к ней и протараторил:
-Бабуля, бабушка, а можно я возьму книжку, в которой солдатики нарисованы?
-Ну, возьми… А тебе зачем?
-Да я Федьке хотел показать, он говорит всем, что за нас воевали не солдаты, а рыцари какие-то, а я говорю, что солдаты советского союза…
-Ладно, ладно,- перебив внука, согласилась она,-но пусть только твой Федька к нам придет, ты здесь и показывай. А то испортите книжку, она у меня старая… Аккуратно доставай, не упади!
Не успела бабушка договорить, как внук уже бежал в зал за книжкой. Схватив табурет, он залез на него, чтобы достать предмет. «Вот и полка со бабушкиными книгами… Ага! Вот она где», Петя схватил ее и вытащил из стопки. Но вместе с ней полетели вниз еще три, и бабушкина шкатулка. Бабушка вбежала в комнату с восклицаниями, поднимая свои вещи. Затем она сурово посмотрела на мальчика, но взгляд ее расслабился – она не могла злиться на внука. Петин же интерес привлекла шкатулка, которая, благодаря ему, оказалась на полу. Он поднял вещицу и хотел было открыть, но бабушка закрыла ее прямо перед его носом.
-А этого, я тебе брать не разрешала! Это мое, личное. — с этими словами бабушка забрала шкатулку и направилась к себе.
Петя не торопливо плелся по улице. Мысли мальчика были заняты той самой шкатулкой. Дело в том, что ее бабушка никогда не давала внуку. Об этой шкатулке от бабушки он слышал только, одно- что он еще маленький, что это ее старые личные вещи, которые нужно беречь, вырастит узнает. Он слышал это уже много раз, намного сильнее ему хотелось узнать, что там и когда бабушка ему об этом расскажет. Мальчик не раз видел, как бабушка достает эту коробочку, уходит к себе, открывает и садится рассматривать содержимое. Для него было странным, что после долгих часов, проведенных около шкатулки, бабушка — плакала. Внуку было жаль ее, он подбегал и крепко-крепко обнимал. Несколько раз он даже краем глаза видел вещи в ней. Оттуда торчали пожелтевшие листки бумаги, ленты, а на свету что-то поблескивало. От чего же она плачет? Мальчик не знал.
После прогулки, открыв дверь в спальню, мальчик зашел. Бабушка сидела за столом со шкатулкой, она не заметила его. Петя хотел выйти, но он услышал:
-Петенька, останься. Мне следует тебе кое-что рассказать, — он послушно сел рядом, -Ты ведь уже большой мальчик, и я хочу поведать тебе одну историю. Местами она будет грустной и страшной, чего-то ты еще не поймешь, возможно где-то удивишься.
— О чем же ты будешь рассказывать? – перебил ее внук.
— Скажем так. Об этой шкатулке, — Алёша несказанно этому обрадовался, -что ж, слушай. В то время мне было 17 лет. Я была молодой девушкой, приехавшей из своего родного города Абакана в Москву. В 1940 году я поступила в МГУ на исторический факультет. Это университет, в который хотели попасть многие. Я проучилась там один год. Жизнь была легкой, беззаботной. Но никогда не бывает все гладко. Летом, в июне 1941 года, утром я шла на учебу в институт. В этот день у меня был экзамен. Вдруг Музыка в радиоприемниках прекратилась, мы услышали гудки сирены, диктор говорил отчеканивая каждое слово: «Внимание! Говорит Москва! Говорит Москва! Заявление советского правительства. Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города…», как же было страшно! Я оцепенела, не знала, как с двинуться с места. Ты живешь, учишься строишь планы на жизнь, а тут в твой дом приходит война. Прежняя жизнь остановилась. Страна была не готова к этой войне. Весь советский союз делал все возможное, чтобы наверстать упущенное и быть сильнее врага. Люди работали не покладая рук- создавали оружие, конструировали военные машины, работали в тылу, на заводах.
— Как же ты попала на войну?
-Уже зимой 1941-ого фашисты подходили к Москве. Город был готов защищаться, но враг был сильнее. Наш университет тогда переформировали в госпиталь. Госпиталь – это больница. Я была там медсестрой. В Москве нужны были бойцы и создавались самооборонные колоны. Это были обычные граждане, которые вставали в эти колоны, им выдавали оружие и отправляли на фронт. Как-то раз, ночью, я взяла три сумки с лекарствами и встала в такую колону. Мне было всего семнадцать лет, а я была смелее некоторых мужчин, — бабушка сделала паузу, а мальчик тянул руку, как в садике, хотел что-то спросить. Посмотрев на него с легкой улыбкой, она кивнула.
— Бабушка, кто такие фашисты?
— Это злые, страшные, жестокие и беспощадные люди,- она замолчала на секунду, лицо исказилось,- Их даже нельзя назвать людьми. Это чудовища,- в голове Пети начали вырисовываться картинки страшных чудовищ с клыками, как в сказках.
— Почему ты пошла воевать? Ты же…девчонка. Ты не испугалась этих фашистов? — робко спросил мальчик.
— Мой отец воспитал во мне сильный характер. Я просто поняла, что должна быть там. Должна помогать нашим бойцам защищать свою родину,- малыш помолчал немного, затем попросил продолжить,- Мой путь на фронте был длинным. Наше подразделение сначала отправили в город недалеко от Москвы – в Тверь. Там велись бои, чтобы отогнать немецко-фашистских захватчиков от столицы. Это были мои первые бои. Я была медсестрой. Спасала раненых, оттаскивала их в более безопасное место и оказывала первую помощь.
— Бабуль, тебе было страшно?
— Конечно я испугалась. Я совсем недавно закончила школу, только начала учиться в Москве, я была молодой девушкой. А на войне бывалые воины. Сражались одни мужчины. А мы – медсестры, бежим по полю боя, пытаемся помочь нашим солдатам, при этом находясь на волоске от смерти. Ты ползешь к раненному, а в это время с другой стороны на тебя идут немцы с автоматами, или едет танк, или над твоей головой летит самолет с бомбами. Было страшно, но у всего народа была общая цель – не пустить врага к себе в дом, уничтожить его, отомстить за пролитую кровь своего народа.
Так, войска СССР, в том числе наше подразделение, воевали дальше. Сражение за каждый город уносило много жизней, каждое было сложнее предыдущего. Мы прошли Тверь, Смоленск. Потом мы двигались в сторону Сталинграда. Отвоевывали небольшие города. И вот мы дошли до Сталинграда. Это был важный город. Если бы мы не выиграли битву за Сталинград, мы могли бы и проиграть всю войну. Бои были долгие и ожесточённые.
Сталинград лежит на правом берегу Волги. Я была там медсестрой. У нас был госпиталь, было больше лекарств. Наша задача была, ночью переправить с противоположной стороны на барже раненных. Несколько раз у нас получалось. Но немцы узнали об этом и начали сбрасывать бомбы на баржи с раненными. Они потопили несколько барж с живыми людьми. Я чудом спаслась. Передо мной отошла баржа с раненными и медсестрами. Я не успела на нее сесть. Несколько бомб упало на судно. Баржа пошла ко дну, все погибли. Самолету улетели, а мы переправили последних раненных на второй барже. Мы плыли по красной Волге, по красной от крови людей Волге.
Бои продолжались и в городе. Помню, ползу к одному солдату, а он мертв. Его командир оказался рядом. Погибший подавал ему снаряды для пулемета. Мне приказали выполнять его работу. Вдруг вижу лицо командира побледнело, он сказал мне взять пулемет. Говорил, как им пользоваться, а я отстреливалась. Разобравшись, я слышала лишь подбадривания с его стороны. Вскоре, я осознала, что не слышу голос мужчины. Я обернулась. Его глаза были сомкнуты, дыхание остановилось. Он продолжал воевать до последнего мига своей жизни, как оказалась ему оторвало ноги. Я восхищаюсь до сих пор, верностью и отвагой того солдата.
Затем наше подразделение и еще несколько дивизий отправили в Ростов. Бои продолжались. Свирепости немцев не было конца. Во время битвы за город нашему командиру пришел приказ №27. Он расшифровывался, как: «Ни шагу назад». Командование знало, что враг нападал в большем количестве. Наша задача была продержаться и не отступать.
Мы сидим в окопе. Выжидаем фрицев. В такой момент, кто-то должен вскочить, показывая, что вот, пора братцы, идем в атаку. Это называется «Поднять цепь». Мы продолжали сидеть, совсем недавно прошла бомбежка, много раненных. Нельзя отступать- приказ. Страх нагнетал. Я уже слышала двигатель приближающихся танков, гул шагов немцев, и поняла: «Сейчас или никогда». Как на пружине, выскочив из-за земляного окопа, я молодая бесстрашная девчонка, прокричала: «За Родину!!!». Бойцы с теми же криками волной вышли лицом к лицу к врагу. Мы выиграли тот бой. Так, я «поднимала цепь» еще два раза.
Битва за Сталинград принесла мне медаль за отвагу, бои под Москвой – орден Красной звезды. Я ими горжусь. Вот,- бабушка достала из шкатулки две медальки, прикрепленные к лентам. Мальчик с восхищением взял переливающиеся медали в руки.
-А ордена и медали есть у всех солдат? – поинтересовался Петя.
-Нет не у всех. Медали выдают, тем, кто отличился в бою. Также медали есть у всех, кто прошел всю войну, — подумав секунду, она продолжила, – что-то мы с тобой забыли о моем рассказе. Так вот, в 1943 мы оказались в битве на Курской дуге. Это было одно из ключевых сражений за всю войну. Там я уже была пулеметчиком. Бои были страшные. Столько людей погибло. Солдаты падали с пулей в груди один за другим. Там было самое крупное танковое сражение в те годы, которое, мы с могли выиграть. В этом бою, немцы потерпели стратегическое поражение.
Помню я получила тяжелейшее ранение в руку. Танковый снаряд взорвался в нескольких десятках метров от нашего взвода. Я не успела сориентироваться, осколки разлетелись во все стороны. Один офицер, бросился на меня сверху, чтобы закрыть. Он погиб. Погиб, защитив меня… У меня было единственное сильное ранение в руку, — бабушка завернула рукав кофты и показала след. Это была впадина с внешней стороны руки, — Я потеряла много крови, но была жива. Меня немедля отправили в госпиталь. Я не могла шевелить рукой несколько месяцев. За бои на Курской дуге мне и многим другим, оставшимся живыми, солдатам выдали орден отечественной войны первой степени, — из шкатулки показался новый предмет для Алеши. Он взял аккуратно орден, и рассматривал с не меньшим интересом,- После нескольких месяцев в госпитале, меня отправили учиться на курсы пулеметчика. Я выучилась, и снова отправилась на фронт. Я уже была командиром пулеметного взвода. Красная Армия двигалась на Берлин. В это время я встретила твоего деда… Ты назван в честь него. Это был 1944-ый. Мы поженились весной. Мы вместе прошли несколько боев. Один из них был в Беларуси, на Пинских болотах. Тогда, генералы Красной Армии создали план, в котором наши войска должны были атаковать, там, где враг не ожидал. Для этого местные жители поселков помогли своей работой, которая была далеко не простой в исполнении. Помогая советским войскам, никто не жалел себя! В Беларуси наши полка учувствовали в операции по окружению войск немцев, она прошла успешно. За это я получила такой же орден Великой Отечественной Войны, только второй степени, — владелица всех наград достала еще одну вещи передала внуку,-Вскоре я узнала, что у нас появится дочка — твоя мама. А в это время мы уже дошли до Варшавы. Варшава — это столица страны Польши. Я участвовала в жестоких боях, и в любой момент могла потерять не одну, а две жизни – свою и твоей мамы. Наши войска продвигались все дальше, и теперь уже немцы сражались, как никогда прежде. Потому что, уже мы перешли в атаку, мы собирались принести беду в дом врага. Я дошла до Кёнисберга – это город в восточной Германии. Там, были мои последние бои, больше мне воевать было нельзя, я ведь была беременна. Меня отправили назад в мой родной Абакан. А Петя писал мне письма с фронта. Каждое, я с нетерпеньем ждала. И надеялась: «Хоть бы не похоронка», — бабушка достала те самые пожелтевшие листочки, с такой нежностью и любовью прочитывала она строки.
— А что такое «похоронка»? – спросил внук.
-Это справка о том, что-такой-то солдат погиб там-то, которую присылают родственникам погибшего. Казалось бы, обычный клочок бумаги… А сколько страданий приносит он близким, сколько слез проливают матери и жены, получив его, — она замешкалась секунду и продолжила,- но в декабре 1944-ого мне пришло последнее письмо, в котором было сказано, что Петр погиб в Венгрии, в городе Лида, озеро Балатон… Было тяжело это осознавать. Я ненавидела войну. У Пети были орден Великой Отечественной Войны первой степени и медаль за отвагу. Похоронили его в братской могиле в Лиде.
В феврале 1945 года появилась на свет твоя мама. Моему счастью не была предела. Она стала светлым проблеском в жизни.
И наконец наступил тот день, когда враг был раздавлен! С восьмого на девятое мая 1945 года наши войска захватили Берлин, тем самым заканчивая эту ужасную кровопролитную войну! Радости людей не была предела. Был огромный праздник, в каждом уголке СССР. Каково было счастье тех, кто встретил своих родных с войны. И каждый год, пусть люди помнят, что за день 9 мая, что за подвиг был совершен за миллионы жизней. Но многие не вернулись в тот день домой, и не вернутся уже никогда. Война забрала жизни миллионов солдат, тысячи невинных жизней. Война, Петя, не щадит, она не разбирает ребенок ты или старик, война уничтожает.
— Я понял. Бабушка, спасибо тебе за то, что сейчас нет войны. Спасибо, что она закончилась, — маленький Петя крепко обнял бабушку.
На параде 9 мая маленький мальчик Петя стоял в орденах бабушки самым первым в рядах, чтобы поздравить ветеранов, и поблагодарить за мирное небо над его головой. Ведь он узнал, что такое война.

Фамилия, имя: Глиожерис Дарья

Образовательное учреждение: МАОУ Гимназия 184

Ленинский район

7 класс

Руководитель: , Яшина Галина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы

Оставьте комментарий