Взвейтесь кострами, синие ночи,
Мы Пионеры — дети рабочих!
Близится время светлых годов,
Кличь пионеров — «Всегда будь готов!»
В строках известной пионерской песни, которая была гимном Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, «Марш юных пионеров», заложен глубокий смысл пионерии. Девиз пионерской организации: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» Пионер отвечал: «Всегда готов!» и отдавал честь поднятой рукой у головы, символизирующий горящий костер. В этих словах мы, пионеры, понимали: будь готов учиться на 4 и 5, будь готов помогать старшим и октябрятам, будь готов быть тимуровцем, будь готов собирать металлолом, макулатуру, участвовать в субботнике, ходить в походы, посещать кружки и многое другое.
Но чтобы стать пионером, необходимо с первого класса идти к этому. Я училась в Линдовской средней школе, с. Линда, Борского района, Нижегородской области. В начальной школе мы были не просто ученики, мы были — октябрята. Нам говорили, что октябрята – это «Юные ленинцы», которые должны хорошо учиться, активно участвовать в общешкольных мероприятиях, иметь примерное поведение, любить труд, чтобы в дальнейшем пополнить ряды пионеров. Наш класс был распределен на 5 звеньев по 5 человек (образ пятиконечной звезды октябренка), и каждый старался не подводить свою звездочку. Будучи октябрятами, мы уже учились дружбе, коллективизму, взаимовыручке, с пользой проводить свободное время. Пионеры часто приходили к октябрятам и рассказывали про пионерскую организацию, про пионеров – героев времен Великой Отечественной войны — Валя Котик, Леня Голиков, Марат Казей и про их подвиги. Все октябрята мечтали стать пионерами и очень старались.
Мероприятие по приему октябрят в пионеры было очень хорошо организовано и проходило в торжественной обстановке. На сцене Линдовского Дома Культуры все ребята были построены в шеренгу и одеты в праздничную школьную форму, на правой руке висел развязанный красный галстук. Под звук барабанной дроби пионеры старших классов вручали нам пионерские значки и завязывали красные пионерские галстуки. Каждый ребенок говорил клятву пионера:
«Я, Филютина Елена, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза».
После таких серьезных слов клятвы, которые я учила почти месяц, после вручения значка и галстука, я была готова сделать все ради своей пионерской организации. В зале сидели родители и родственники. Я очень волновалась и переживала. После трех лет упорной учебы в статусе октябренка я стала пионером (фото 1). В нашем классе было два человека, которых не приняли в пионеры. Я помню, что они очень расстроились. Перед нами, новоиспеченными пионерами, стояла первая задача — помочь одноклассникам стать пионерами. Мы помогали им с уроками, вместе ходили помогать пожилым гражданам по хозяйству, привлекали в различные школьные мероприятия. Позднее их тоже приняли в пионеры.
Родители выписывали для меня газету «Пионерская правда» и журнал «Костер». Ответственные пионеры за оформление классного уголка, в том числе и я, дополняли его интересными статьями из пионерских газет и журналов.
Основной частью пионерской организации, где просто кипела пионерская жизнь, была жизнь в пионерских лагерях. Такой лагерь был недалеко от нашего села — это пионерский лагерь «Старт». Я ездила туда каждый год, иногда на две смены. Около корпуса директора лагеря и старшей пионервожатой был поставлен памятник Владимиру Ильичу Ленину. Памятник сохранился до настоящего времени.
В лагере все было очень хорошо организовано, пионерские отряды, пионерские вожатые, построение, линейка, пионерское знамя, горн и барабан, спартакиада, пионер-бол, игра «Зарница», речевки, стенгазеты, конкурсы, кружки, дискотека, отличное питание, награждение именинников смены и вкусный пирог для всех ребят, подарки в конце смены, прощальный пионерский костер у реки, песни и главное много новых друзей, много новых идей! (фото 2).
У меня было очень много друзей. Мы каждый год договаривались с подругами из разных городов и встречались в следующем году в лагере. За время смены я посещала все кружки в лагере: городецкая роспись, шитье мягких игрушек, выжигание по дереву, кукольный театр, цирковая студия, пионербол, танцевальный кружок. Одну смену была в спортивном отряде от цирковой студии (фото 3). Это замечательное пионерское время:
Кто шагает дружно в ряд?
Пионерский наш отряд.
Кто шагает дружно в ногу?
Пионерам дай дорогу.
После школьных занятий я занималась в кукольном кружке и цирковой студии. Я часто выступала в соседних селах, деревнях, городах. В лагере также выступала в Родительский день. В кукольном кружке в основном я озвучивала мою любимую куклу «Бабу-ягу» (фото 4).
Немного позднее записалась в краеведческий кружок при Линдовской средней школе. У нас был выдающийся руководитель Пинегин Вадим Анатольевич. Он всю свою жизнь посвятил краеведению – изучению истории Нижегородского края, археологическим раскопкам. И нас, своих юных краеведов, он учил истории, прививал любовь к Нижегородской земле, к ее природным тайнам и богатствам (фото 5). Наш краеведческий кружок неоднократно принимали участие в конкурсах, посвященных истории Нижнего Новгорода и занимал призовые места. В 1990 году мы были награждены путевками в Прибалтику.
Принимали участие в раскопках, в д. Городищи, д. Память Парижской коммуны Нижегородской области. Находили обломки керамической посуды, украшения (стеклянный браслет), ножи и даже человеческие кости (фото 6). Это было очень увлекательно и весело. Вадим Анатольевич, объяснял, что мы помогаем историкам воссоздать картину жизни людей на нашей Нижегородской земле много лет назад, узнать их быт и увлечения. Мы все очень старались и радовались каждому найденному обломку керамики. Иногда, на наших глазах, руководителям раскопок удавалось частично воссоздать из найденных обломков чашку или кувшин. За активное участие в раскопках в г. Городищи и ценные находки наш кружок был награжден экскурсионными путевками в Москву, на теплоходе, за раскопки в д. Память Парижской коммуны – путевками в г. Загорск.
В советские времена активных пионеров награждали экскурсионными путевками. Я неоднократно ездила в г. Москва, в г. Ростов. Но самая главная мечта для любого пионера — это была путевка в пионерский лагерь А Р Т Е К или в О Р Л Е Н О К. За мою пионерскую жизнь нашей школе предложили только одну путевку в «Орленок», но я не подходила по возрасту.
В советское время дети хотели хорошо учиться, у них была цель — стать пионером. Пионер — это самый лучший человек в мире (такая мощная велась пропаганда). Когда дети становились пионерами, нужно снова хорошо учиться, потому что: «Я — ПИОНЕР, а пионер не может плохо учиться. «Пионер — всем пример!». В пионерской организации каждый ребенок чувствовал свою важность и ответственность за порученное ему дело, потому что нам объясняли, что мы все маленькие винтики одной большой машины «Пионерии СССР» и если кто-то выпадает, вся машина встает. Ни один ребенок не оставался в стороне, каждому находилось интересное задание, подходящее именно для него. Все было хорошо организовано, главное мы верили, что нужны своей пионерской организации, без нас никуда.
Вот такое мое счастливое пионерское детство.