Конструктор , опередивший свое время

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (61 оценок, среднее: 4,74 из 5)
Загрузка...

Из всех нижегородских памятников, так или иначе связанных с историей развития транспорта, мне ближе памятник Ростиславу Евгеньевичу Алексееву (1916 – 1980) – кораблестроителю, конструктору яхт, создателю судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолетов. Почему? Да, наверное, потому, что мои предки тоже были связаны с Волгой: прапрапрадед был механиком на пароходе «Княгиня», прапрадед работал инженером на Судоремонтном заводе «Память Парижской Коммуны», прадед закончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта.

Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 5 декабря 1916 года под Брянском. Когда ему было 17 лет, семья переехала в город Горький. В 1935 году Алексеев поступил на кораблестроительный факультет Горьковского индустриального института имени Жданова. После его окончания в 1941 году молодой инженер был направлен на завод «Красное Сормово». Но строить корабли сначала не пришлось: началась Великая Отечественная война, и завод начал выпускать танки.
В 1942 году, однако, Ростиславу Алексееву удалось приступить к созданию боевых катеров на подводных крыльях. В его идею поверило управление кораблестроения ВМФ, и ему были выделены средства. Как вспоминал сам Р. Е. Алексеев, «время было тяжелое, нередки были налеты на Горький фашистских бомбовозов. В один из таких дней главный конструктор завода В. В. Крылов предложил мне создать боевой катер на подводных крыльях. В словах главного конструктора была в тот час великая уверенность в победе, он видел перспективу, он как бы от имени всего коллектива заявил мне: мы доверяем тебе, работай для будущего, а мы возьмем твою сегодняшнюю ношу на свои плечи! Нужно ли было говорить о том, как я был окрылен этим доверием!». Катера Алексеева не успели принять участия в боевых действиях, но созданные им модели убеждали в возможности успешной реализации идеи.
После войны начал работать над невиданным до тех пор пассажирским судном на подводных крыльях, получившем символическое имя «Ракета». Летом 1957 года Алексеев представил «Ракету» на суд мировой общественности, приведя корабль в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов. С этого момента в мире началось скоростное судостроение. Катера «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход» — ежегодно новый проект и каждый — лучший. В 1973 по проекту КБ Р. Алексеева был сконструирован легендарный «Сормович», который можно было эксплуатировать круглый год. Он проработал на Средней Волге две навигации. В 1962 году в ЦКБ началась работа по созданию экраноплана КМ для ВМФ, а в 1964 году — над проектом экраноплана Т-1 для воздушно-десантных войск. Первый должен был летать на высотах в несколько метров, а второй — до высоты 7500 м. 22 июня 1966 года экраноплан КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду.
В начале 1970-х годов ЦКБ по СПК был дан заказ на постройку десантного экранолёта «Орлёнок». В 1979 году первый в мире десантный корабль-экранолёт был принят как боевая единица в состав ВМФ.
14 января 1980 года, находясь на испытаниях модели нового пассажирского экранолёта (который должен был быть завершён к Московской Олимпиаде-80), Алексеев получил травмы. Это произошло при спуске модели на воду. 17 января 1980 года Алексеев был госпитализирован и после двух операций скончался 9 февраля 1980 года. Похоронен на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода.
Ростиславу Алексееву многое совершил впервые: впервые использовал динамическую воздушную подушку, впервые выполнил полет крупнотоннажных летательных аппаратов на сверхмалых высотах с самолетными скоростями, впервые использовал авиационные газотурбинные двигатели, впервые установил на летательный аппарат лыжно-амортизирующее устройство. Р. Е. Алексеев, по словам современников, по-особенному воспринимал воду и воздух, словно сам был частью этих стихий.

В 2009 году на пересечении улицы Коминтерна и бульвара Юбилейного был открыт памятник Ростиславу Алексееву скульптора Татьяны Холуевой и архитектора Анастасии Хвиль.
На постаменте из серого гранита, выполненном в форме носа корабля, возвышается скульптура великого конструктора.

Фамилия, имя: Куртинина Ася

Образовательное учреждение: МБОУ школа № 69

Московский район

5 класс

Руководитель: , Баландина Анна Сергеевна, учитель истории

Оставьте комментарий