Влияние ВЛКСМ на жизнь Болонина Г.В.

Фамилия, имя: Семина Наталья Юрьевна, Суханова Варвара Игоревна

Образовательное учреждение: МБОУ "Школа №9"

район

Руководитель: , ,

Номинация:

Возраст: лет

Мы являемся ученицами школы №93 и уже несколько лет входим в состав совета школьного музея. В связи с этим, мы очень часто работаем с школьными архивами и познаем что-то новое из истории нашей школы. Нас очень заинтересовала тема выдающихся выпускников и очень поразила история одного из них — Болонина Геннадия Васильевича. А особенно накануне 100 — летия ВЛКСМ нам захотелось побольше узнать о комсомольской юности этого человека.
Геннадий Васильевич родился в 1945 году в Нижнем Новгороде, в простой рабочей семье и первые годы жизни жил с семьей в частном доме на Новой Стройке. Детство его было омрачено страшной бедой. В 1949 году отец был осужден по 58-й статье и до 54-го работал в Буреполоме на лесоповале, без права переписки. Именно тогда, когда увозили отца, четырехлетний Гена впервые увидел легковую машину — черную «эмку». За все эти годы сын видел отца один раз: в 52-м ездил с матерью к нему на свидание.

Геннадий Васильевич закончил школу №93 в 1964 году. В 60-е годы по всей стране набирало силу коммунарское движение молодежи. Не обошло это и нашу школу. Болонин был одним из первых школьных коммунаров. По его словам, вся молодежь тогда была очень увлечена политикой. Все чувствовали своим долгом помогать своей стране, городу и школе. Всем классом они чистили снег, строили спортивный зал и здание тира (где позже постоянно проходили соревнования по стрельбе). Всего и всегда они достигали своими силами. Геннадий Васильевич, можно сказать, буквально пропадал в школе № 93: семь лет играл на трубе в школьном оркестре, столько же плясал в танцевальном кружке. Занимался едва ли не всеми видами спорта и учился без троек. Классный руководитель Лидия Семеновна Стамболе сумела сплотить класс, который считался самым дружным в школе. те годы были временем легендарного В. Высоцкого, чьи песни звучали по всей стране. Именно они давали “воздух свободы”, стремление к лучшему и желание сделать этот мир краше. Жизнь вокруг кипела.
После окончания школы, Болонин поступил на кораблестроительный факультет Горьковского политехнического института в отделение «Судовые силовые установки», который закончил ближе к 70 — м годам. В то время был секретарем комитета комсомола факультета, председателем учебно-методической комиссии. На последнем курсе института он женился на Полине Исаевне. Вскоре родилась и дочь Наташа. А уже в 1970 году стал конструктором ЦКБ “Лазурит”, где и работает в должности заместителя главного конструктора. Занимаясь оборудованием и совершенствованием подводных аппаратов для исследования морских глубин, Болонин стал одним из лучших специалистов этого дела в России. Когда дочь подросла и стали нужны деньги, Геннадий Васильевич ушел в фирму «Варя» механиком, а потом начальником паросилового цеха. Был начальником участка фирмы «Авиатехмас», главным инженером консервного завода, механиком в частной фирме, заместителем начальника кузнечно-прессового цеха на машзаводе. Однако, в 2000-м он снова вернулся в родной «Лазурит».
Неоднократно в своей жизни, Болонин погружался на своих аппаратах в морские глубины. Такие экспедиции всегда были очень рискованные, и вот, в 2005 году произошло одно из страшных событий в истории российского флота, которое чуть не стало роковым в жизни нашего героя.

В то утро, 4 августа 2005 года, Геннадий Болонин находился на борту батискафа АС-28 «Приз». Аппарат базировался на спасательном судне (СС) «Георгий Козмин». Точка работы была в океане, на расстоянии 24 км от берега Камчатки. Это было уже четвертое плановое погружение за экспедицию. Задания первых трех были выполнены. Теперь аппарат должен был выполнить технические работы по отворачиванию пробок, заглушек, трубопроводов продувного изделия. Одновременно аппарат отрабатывал маневр для следующего погружения, в процессе которого необходимо было доставить и закрепить шланги на трубопроводах продувания.

Однако, это сделать не удалась, раза четыре заходили. Было решено заходить к месту работы против течения. При первой же попытке, на циркуляции аппарата в правую сторону, в правом иллюминаторе неожиданно возник стальной трос диаметром около 30 мм. Аппарат уперся в этот трос, и при развороте в другую сторону стало видно, что от него отходит другой трос — капроновый, на котором болтались обрывки рыболовецких сетей. Выполнение маневра уклонения от троса заклинило маршевые движители. Они поняли, что капроновый трос с обрывками сетей попал под винты. Самостоятельные попытки освободиться привели к еще большему запутыванию аппарата. Вскоре наверху началась операция по спасению, которая длилась 78 часов.

Их было семеро, оказавшихся в подводном плену: заместитель главного конструктора ЦКБ «Лазурит» Геннадий Болонин и шестеро военных моряков — капитан 1-го ранга Валерий Лепетюха, командир аппарата Вячеслав Милашевский, командир АРС Александр Иванов, трюмный электрик Сергей Белозеров, акустик Анатолий Попов и трюмный механик Александр Уйбин. Среди всех Геннадий Васильевич был единственным гражданским лицом на борту мини-субмарины, а все остальные — военными. В его задачи входило помогать командиру экипажа техническими советами и следить за работой приборов, он знал каждый винтик и мог советовать экипажу, как сберечь драгоценный кислород
Началась многочасовая борьба за выживание. На борту аппарата имелось некоторое аварийно-спасательное оборудование и снаряжение, но самое главное — целых 7 банок с регенерирующими пластинами, дающие кислород. Еды было совсем немного — лишь пачка сухариков и 3 литра воды на семерых. Приходилось жестко экономить электроэнергию и кислород, практически не есть и не пить. Жутко доставал холод. Температура в первом отсеке была +5 градусов, во втором — не более +8. Очень важно было не поддаваться панике. Переходили к жесткому режиму экономии электроэнергии, сжатого воздуха. Были поставлены все рекорды длительности работы регенерации. Капитан Лепетюха — опытный офицер, сразу же установил жесткий режим, чтобы все были при деле: несение вахты, распределение обязанностей. Поначалу, признался Геннадий Васильевич, особой надежды на спасение не было. Свои шансы они рассчитывали, как 1:9. К третьим суткам, сил уже практически не осталось. Банку с кислородом, рассчитанную на 7, тянули все 19 часов. Из еды осталось лишь несколько сухариков. Именно тогда им доложили, что английский корабль прибыл для их спасения. Тогда было принято решение открыть последнюю банку с кислородом, и дать матросам наконец надышаться. Совсем скоро специальный катер обрезал все сети, сковывающие аппарат, и они смогли подняться на поверхность, выпустив воздух и лишь чудом не попав под один из спасательных кораблей. Из аппарата они вышли сами, хотя и пытались их вынести на носилках. После такой тяжелой экспедиции сами подрулили к борту СС «Алагез», пересели на спасательный катер, с него на буксир, а потом на морской ракетный катер. Потом с воскресенья по пятницу пробыли в госпитале в Петропавловске-Камчатском.
Так, по итогам этой экспедиции своим Указом президент России наградил Геннадия Болонина Орденом мужества. Также он награжден премией им. В.С. Высоцкого “Своя колея” за личное мужество и выдержку в экстремальных условиях, за веру в могущество научного знания и техники, за оптимизм и находчивость в борьбе за жизнь и здоровье товарищей. А от министра обороны Сергея Иванова получил именные часы.

Главным же раритетом для Геннадия Васильевича являются маленький пакетик с… последним сухариком, который оставался у него на батискафе. Эта последняя пайка лежит рядом с коробкой, в которой — наградные часы, врученные министром обороны Сергеем Ивановым. Именно эти вещи Геннадий Болонин показывал всем во время встречи.
Изучая материалы и архивы нашей школы, мы полностью погрузились в обстановку того времени и узнали больше о жизни и подвигах обычного выпускника школы №93 — Болонина Геннадия Васильевича. В юности он был активным комсомольцем, и это во многом повлияло на его дальнейшую судьбу. Комсомольская организация внесла неоценимый вклад в развитие личности. Возможно, именно активная общественная жизнь в школьный период воспитала в Геннадии Васильевиче настоящего лидера, научила руководить коллективом, уметь сплотить людей вокруг себя, что так помогло ему во время экспедиции. Болонин и сейчас продолжает заряжать учеников своей активностью, оптимизмом и энтузиазмом. Во время встреч он с удовольствием делится своими опытом и интересными историями. Это именно тот человек, которым может гордиться вся школа, и мы думаем, что нынешнему поколению есть чему поучиться у настоящих Комсомольцев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *