Кружечный жетон «Воздушный флот — Сила России»

on

Фамилия, имя: Татаровский Владислав

Образовательная организация: МБУ ДО "Центр детского творчества Автозаводского района"

Район: Автозаводский

8 класс

Руководитель: Мягков Сергей Васильевич, Педагог - организатор

«Воздушный флот — Сила России»
В 2014 году по инициативе педагогов, родителей и учащихся в детском клубе «Юный авиатор» был организован музей авиации. Экспонаты собирали по знакомым, бывшим выпускникам клуба и просто неравнодушным к авиации людям.
Было собрано огромное количество фотоматериалов и информации по разным историческим периодам, которые были систематизированы и размещены на плакатах. Также в экспозицию музея вошли детали и узлы настоящих летательных аппаратов, это кабины самолётов, воздушные винты, штурвалы, шлема и даже настоящий авиационный двигатель (фото 1).

В экспозиции размещено большое количество макетов самолётов, наград и многое другое.
Однажды при разборе принесённых нам в музей разных предметов мы обнаружили старый и потёртый жестяной значок. Нас заинтересовала историю его происхождения. После проведённых исследований нам удалось узнать, что этот значок является кружечным жетоном. История этого жетона связана с добровольными пожертвованиями, которые проводились для создания военного воздушного флота в Российской Империи.
После поражения Российского флота в русско-японской войне 1904—1905 гг., военное министерство начало военные реформы..Можно сказать, что с этого момента и началось самое пристальное внимание к оснащенности русской армии новейшими образцами военной техники. Большую роль в создании российской военной авиации сыграл великий князь Александр Михайлович (фото 2).

Великий Князь Александр Михайлович, будучи председателем Особого Комитета по сбору пожертвований на военный флот, обратил внимание на возможное в будущем серьезное значение авиации в военном деле. Он пришел к глубокому убеждению, что положить начало созданию в России военного воздушного флота «… задача несравненно более важная, чем усиление морского флота одним минным крейсером».
Мнение Князя нашло полное подтверждение в ответах на обращение Императора к жертвователям, опубликованное в газетах в конце 1909 года. Практически все высказались за немедленное вкладывание оставшихся неизрасходованных на строительство морского флота сумм в создание воздушного флота. Собрание
Комитета по сбору пожертвований 30 января 1910 г. постановило ходатайствовать перед Императором об использовании оставшихся 900 000 руб. на создание военного воздушного флота и о разрешении Комитету продолжить сбор добровольных пожертвований на ту же цель (фото 3).
В 1910 году по инициативе Великого князя Александра Михайловича был создан отдел воздушного флота, основной задачей которого было строительство воздушного флота и подготовка летных кадров. Девизом созданного отдела являлась фраза «Воздушный флот — Сила России». Был организован повсеместный сбор добровольных пожертвований для увеличения потока денежных средств (фото 4). За пожертвование в 500 рублей выдавали золотой знак, в 100 рублей серебряный, также были выпущены согласно постоянно поступающим просьбам, недорогие жетоны (трехрублевого достоинства) «… чтобы каждый, внесший свою лепту на нужное Родине дело, имел о том память…».
Тем, кто жертвовал деньги в специальные запечатанные кружки, с которыми ходили обычно гимназисты и студенты, прикрепляли на грудь жетоны из жести (стоимость которых была многократно ниже, чем опущенные деньги в кружку). Их носили, как правило, на узкой ленте государственного флага (бело-сине-красного цвета). Многие носили по несколько жетонов, показывая, что совершили благородный поступок, пожертвовав деньги на хорошее дело.
Жетоны кружечных сборов были, как правило, односторонние. На обратной стороне жетона указывалась мастерская, которая его изготовила. Жетоны кружечных сборов заказывали благотворительные организации, которых в Императорской России было предостаточно.
Наш экспонат, кружечный жетон «Воздушный флот — сила России» был утвержден в 1912 году Особым Комитетом Военно-Воздушного Флота России и изготовлен товариществом «Жесть» в городе Ревель, о чём свидетельствует маркировка на обратной стороне жетона (фото 5).
На лицевой стороне жетона изображён лавровый венок, перекрещивающийся в верхней части, цвета золота. Центральную часть жетона занимает изображение аэроплана. На заднем плане изображены главные символы города, Санкт – Петербурга (река Нева, памятник Петру Первому, Исаакиевский собор). А это значит, что этот жетон был изготовлен для благотворительных сборов на развитие воздушного флота, которые проводились в Санкт – Петербурге в 1912 году (фото 6).
Нас также заинтересовало, что за аэроплан изображён на жетоне.
И оказалось, что это самый массовый на то время аэроплан Французского изготовления «Nieuport – IV», который в скором времени был запущен в серийное производство на Московском заводе «Дукс» и принял участие в Первой мировой войне (фото 7). А самое интересное то, что на этом аэроплане 27 августа 1913 года наш земляк, поручик Пётр Николаевич Нестеров (фото 8), совершил первую в мире «Мёртвую петлю», которая в дальнейшем стала фигурой высшего пилотажа. А уже на фронте в звание штабс – капитана он совершил первый в Мире таран в воздушном бою и при этом героически погиб (фото 9). В память об этом выдающемся подвиге на Верхней Волжской набережной города Нижнего Новгорода был установлен памятник герою и стела, с макетом самолёта «Nieuport – IV» на котором он выполнил «Мёртвую петлю» (фото 10, 11, 12).
Этот небольшой кружечный жетон стал одним из наиболее ценных экспонатов нашего музея и занял почётное место в экспозиции.
Пополнение музея новыми экспонатами дает нам возможность узнавать новые героические страницы истории нашей авиации и страны.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 3,33 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *