Воздушный винт аэросаней НКЛ — 26

Фамилия, имя: Чирков Александр

Образовательное учреждение: МБУ ДО "ЦДТ Автозаводского района"

Автозаводский район

5 класс

Руководитель: , Мягков Сергей Васильевич, Педагог - организатор

«Эх, путь-дорожка фронтовая!»
Я уже несколько лет занимаюсь в авиамодельном объединение детского клуба «Юный авиатор». В нашем клубе с 2014 года работает музей истории Российской авиации. Мы несколько раз в году посещаем музей, где педагог рассказывает нам об истории нашей авиации, начиная с первых попыток людей подняться в небо и до наших дней. Мы узнаём о лётчиках – героях, прославивших нашу страну в мирное время и защитивших её в трудные годы Гражданской и Великой Отечественной войны. В музее представлены детали и узлы настоящих самолётов, это кабины самолётов, воздушные винты, штурвалы, шлема и даже настоящий авиационный двигатель. Рассматривая экспозицию музея, меня заинтересовал один из экспонатов, это огромный деревянный винт (фото №1). Мне захотелось более подробно узнать историю этого винта, как и откуда он появился в музее нашего клуба.
Выяснилось, что это воздушный винт с аэросаней НКЛ-26 и найден был в Республике Марий Эл в дровах. В город Нижний Новгород его привез человек, который также, как и мы, увлечён авиационным моделизмом. Он хотел его отреставрировать, но узнав, что в детском клубе «Юный авиатор» организуется музей авиации, он с удовольствием передал его в экспозицию музея.
История появления отечественных аэросаней восходит к эпохе царской России.
Действительно, еще в начале ХХ века, вслед за появлением компактных двигателей внутреннего сгорания были разработаны и построены первые аэросани, которые предназначались отнюдь не для военных нужд, а в качестве легких прогулочных и спортивных экипажей. Тем не менее, огромные просторы Российской империи при слабой сети дорог, суровые климатические условия русского Севера давно ставили перед конструкторами задачу создания надежного и скоростного зимнего транспортного средства. Уже в 1907 году на московской фабрике «Дукс» был построен и испытан «лыжный автомобиль» Ю. А. Меллера (фото № 2), сконструированный им совместно с инженером А. Д. Докучаевым. А год спустя эта машина получила название — аэросани. В январе 1910 года испытал аэросани собственной конструкции И. И. Сикорский (фото №3, 4), в будущем авиаконструктор знаменитых Российских самолётов — гигантов «Гранд» (фото № 5)и «Илья Муромец» (фото № 6), которые строились на Русско-Балтийском вагонном заводе, где в 1912 году появились первые серийные образцы транспортных саней по заказу военного министерства.
Мало кто мог подумать тогда, что в скором времени эти легкие и хрупкие на вид машины, вступят в бой.
В конце июня 1941 года в соответствии с заданием Совета Труда и Обороны по подготовке Красной Армии к зиме промышленность получила указание разработать надежные боевые и транспортные аэросани, обеспечив их серийный выпуск к началу зимы.
Аэросани НКЛ-26 были созданы под руководством главного конструктора Н. А. Андреева, предназначались специально для ведения боевых действий в условиях зимнего бездорожья на фронтах Великой Отечественной войны (фото№7).
Аэросани имели изготовленный из дерева безрамный закрытого типа корпус, передняя часть которого была защищена листом 10 мм противопульной брони. В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором располагался механик-водитель. Для наблюдения за дорогой в передней панели имелась смотровая щель со стеклоблоком от бронеавтомобиля БА-20. За отделением управления находилось боевое отделение, в котором был установлен на турели 7,62-мм танковый пулемет ДТ, снабженный легким щитовым прикрытием. Огонь из пулемета вел командир аэросаней. Боекомплект пулемета состоял из 1000 патронов.
В задней части аэросаней был установлен пятицилиндровый звездообразный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения М-11 (фото № 8), мощностью 100 л.с., который позволял аэросаням развивать скорость до 75 км/ч. Это был очень распространённый авиационный двигатель, серийно выпускавшийся в СССР, в многочисленных модификациях с 1929 по 1959 год. Он устанавливался на самый массовый учебный самолёт конструктора Поликарпова Н.Н., У-2 (фото 9).
Расположенный рядом с двигателем бензобак вмещал 140 литров бензина, что обеспечивало запас хода по снежной целине 100 км, а по проселочной дороге с плотным снежным покровом — до 175 км.
Точное количество произведенных за годы войны аэросаней неизвестно. Некоторые сведения о производстве аэросаней в Горьковской области содержатся в документе Горьковского обкома ВКП(б) ЦК(б) от 20 апреля 1942г. «На заводы Наркомречфлота Горьковской области было возложено освоение и выпуск аэросаней для Красной Армии. Это задание выполнено в феврале на 100% (270 машин) и в марте на 105% (295 машин), а всего изготовлено 565 аэросаней».
В Отечественной войне боевые аэросанные части вели разведку, охраняли открытые фланги общевойсковых и танковых частей, несли патрульную службу по охране побережья озёр, преследовали отходящего противника во взаимодействии с лыжно-стрелковыми подразделениями, охраняли командные пункты и обеспечивали связь (фото № 10, 11).
Транспортные аэросанные батальоны перевозили подразделения и эвакуировали раненых с поля боя, подвозили грузы и вооружение к полю боя, буксировали и перевозили на огневые позиции пулемёты, миномёты и противотанковые орудия, несли патрульную службу (фото № 12).
В пятидесятых годах часть аэросаней была утилизирована в виду большого износа, а остальные аэросани были переданы в народное хозяйство для доставки медикаментов и почты в труднодоступные места нашей огромной страны. Большая часть аэросаней были выведены из эксплуатации в связи с износом в конце 1980-х годов.
А в городе Коряжма, Архангельской области установлен памятник аэросаням НКЛ-26 (фото № 13). В Коряжме по приказу народного комиссара обороны И. В. Сталина было создано аэросанное военное училище с численностью обучающихся в две тысячи человек. Выпускники в составе аэросанных батальонов участвовали в зимних сражениях Ленинградского, Волховского, Северо-Западного, Донского и Первого Белорусского фронтов, Сталинградской битве.
Изучив найденный материал и оценив состояние воздушного винта, можно предположить, что этот воздушный винт, изготовленный в 1941 году, прошёл не только войну, но и трудные годы восстановления народного хозяйства после войны. Он стал одним из значимых экспонатов нашего музея, и по праву занимает центральное почётное место.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 2,75 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *