Пионерская юность мамы.

Фамилия, имя: Селищева Екатерина Ильинична

Образовательное учреждение: МАОУ Школа 118 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижний Новгород.

район

Руководитель: , ,

Номинация: Мои родственники пионерами были!

Возраст: 9 лет лет

В нашем семейном альбоме хранятся необычные фотографии… На черно-белых снимках — лица незнакомых ребят. И на каждой фотографии — белые рубашки, красные галстуки, в глазах – задор. Этих фотографий немного, но можно заметить, что все ребята чем-то похожи. Кто они? Что их связывает? Что это было за пора? Эти вопросы я адресую своей маме Селищевой Светлане Витальевне, потому что именно её я узнаю среди тех пионеров. Мама – интереснейший собеседник: её рассказ о своей юности рисует в моём воображении необыкновенно яркие страницы истории пионерской жизни. Я понимаю, что для её поколения это были самые счастливые годы – годы пионерии.
Моя мама училась в те годы в Сокольской средней школе, где её и приняли в пионеры. В школе пионерская дружина и пионерская комната носили звание пионера-героя Олега Кошевого. На стене пионерской комнаты висел большой стенд с его портретом. Звание пионера для юного школьника было, безусловно, почетным и ответственным, особенным. «Я…, вступая в ряды пионерской организации, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю…» — слова этой клятвы каждый проговаривал с почитание, проникновением. Мама вспоминает, что чести носить красный галстук удостаивались не все. В пионеры принимались самые достойные: те ребята, кто хорошо учился и принимал активное участие в жизни школы.
С нетерпением юные пионеры ждали лета, потому что открывались смены в пионерских лагерях. Песни у костра, походы, встречи с интересными людьми – летних впечатлений хватало на целый год!
Очень много совершалось походов по родному краю, собирали коллекции и гербарии для школы. Озеленяли и облагораживали пришкольный участок. Каждый пионер старался сдать нормы по готовности к труду, обороне. Часто проводились пионерские активы, где тщательно готовились к торжественным событиям, школьным вечерам. Очень серьёзно относились ко всей пионерской символике, особенно к пионерскому галстуку. Галстук нужно было носить каждый день, дорожить и беречь его честь: «Как повяжешь галстук, береги его, он ведь с красным знаменем цвета одного». Каждый отряд вёл журнал, куда заносились все значимые дела пионеров. А ещё пионеры очень любили читать. Это книги Лагина Л. «Старик Хоттабыч», Осеевой В. «Васёк Трубачёв и его товарищи», Бичер-Стоу Г. «Хижина дяди Тома», Войнич Э. «Овод», Гайдара А.П. «Тимур и его команда», Перфильевой А.В. «Далеко ли до Сайгатки?» и другие. Каждый пионер вёл дневник читателя, посещал библиотеку.
Так же велись соревнования в каждом классе, в пионерских отрядах школы. Мама рассказала, как увлеченно собирали макулатуру, металлолом. Заходили в каждую квартиру, спрашивали, нет ли бумаги? А от сбора металлолома по окрестным дворам и улочкам весь школьный двор был похож на стан. Отличившиеся отряды награждали грамотами, поездками в цирк.
А вот ещё одна история — работы отряда «Тимуровцы». Со слов мамы, класс был поделён на звенья и в каждом звене были распределены обязанности по тимуровской помощи. Кто-то отвечал за чистоту в классе, работу санитаров, которые следили за чистотой учеников. Были и юные натуралисты, которые следили за зелёным уголком класса, поливкой цветов. За каждым отрядом были прикреплены ветераны войны, труда. В обязанности тимуровцев входили следить за чистотой жилого дома, квартиры, поливать цветы, приносить воду (водоснабжение было не в каждом доме). Зимой убирали придомовую территории от снега. Самым ответственным ребятам доверяли денежные средства, чтобы сходить за хлебом и продуктами в магазин. Отличники, хорошисты обязательно брали шефство над неуспевающим по предметам учеником. Ходили к нему домой и занимались с ним дополнительно.
А какой насыщенной была пионерская жизнь! Конкурсы песни и танца, рисунков на асфальте, поделки, самодеятельности – все это, безоговорочно, выходило за рамки соревнований, а становилось настоящими праздниками искусства. Современные школьники, уверена моя мама, не представляют, что такое утреннее построение на линейку, строевая ходьба по территории лагеря и на кухню с рифмованной речёвкой и отрядной песней, обязательная для всех утренняя зарядка. Традиционным было поднятие и опускание флага с отдачей пионерского салюта. Незабываемый и трогательный пионерский клич «Будь готов! – Всегда готов!» наполнял жизнь ребят энергией и бодростью, желанием совершать невероятные открытия. Так рассказывает моя мама, которая в десять лет ездила в летний пионерский лагерь «Чайка». Очень любили пионеры игру «Зарница». Отряды отдыхающих делились на две армии: красных и зеленых. Все обертывали предплечья тканью соответствующего цвета. Мальчики выпиливали из досок что-то походившее на автоматы. Девочки шили санитарные сумки из белой или фисташковой, защитного цвета, ткани, нашивали на нее красный крест. Избирались командиры. В назначенный день весь лагерь выходил за территорию и шёл в лес, где начиналось сражение. Брали в плен, оказывали первую медицинскую помощь. Здесь же проходил тематический конкурс поваров, разжигали большой костёр и пекли картошку в золе. Искали спрятанный в песке флаг. Та армия, которая с наименьшими потерями первой находила флаг, считалась победительницей. Все в поту, раскрасневшиеся, но очень довольные и радостные.
Очень организованно и сплочённо проходили сборы дружины. Все отряды в парадной форме, пилотках. Председатели советов отрядов докладывают вожатой о готовности к сбору. Под звуки горна и барабана вносится красное полотнище — знамя пионерской дружины. И начинаются выступления, например, воспоминания о пионерах-героях, творческие конкурсы, рассказы об исторических фильмах. Выступления могли сопровождаться демонстрацией кино- и фотодокументов.
А на переменах обязательно в радио-рубке включали аудио-записи ритмической гимнастики, было забавно, но эту гимнастику в рекреациях школьных коридоров делали все ребята. Да всё потому, что «В здоровом теле-здоровый дух».
Конечно это только отрывок из её школьной жизни. Многое можно было бы ещё рассказать об этом удивительном времени.
Моя мама, к сожалению, посвятила пионерии не так много лет, но это уже другая история. Я не знаю другого такого жизнерадостного, трудолюбивого и доброго человека. Идут годы, а пионерская юность не отпускает мою маму. Когда моя мама училась в школе, бабушка была в курсе всех дел пионерского актива. Сейчас мама с неподдельным живым интересом воспринимает нашу сегодняшнюю школьную жизнь и верит, что, возможно, пришло время возрождения тех приоритетов пионерского движения, которые стали символом не одного поколения: активной жизненной позиции, патриотизма, честности и дружбы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *