Памятник культуры — железнодорожный вокзал Нижний Новгород

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 2,00 из 5)
Загрузка...

Железнодорожный вокзал города Нижний Новгород

1862 год
2019 год

История привокзальной площади
Первым, по-настоящему «этапным» годом оформления привокзальной площади (ныне Площадь Революции) стал 1896-й — время проведения знаменитой Всероссийской торгово-промышленной выставки. Вокзальная площадь уже приняла нынешнюю форму вытянутого овала. На мостовой уложили рельсы до самых выставочных рядов (рай¬он сегодняшнего парка имени «1го Мая») и отпраздновали первый рейс российского трамвая.
Тогда же на площади у правого крыла вокзала появился небезызвестный коренному нижегородцу «Царский павильон». Его возвели на свои средства местные купцы, решившие таким образом отметить прибытие на всероссийское торжище Николая II с супругой Александрой Федоровной. Интерьер павильона для высочайшей четы был выдержан в бело-золотистых тонах: лепнина, хрустальная люстра, камины, белый рояль. Покой для императрицы назвали «мягкая комната», для императора – «переговорная». Был и «белый зал» для про¬ведения встреч.
В 1901 году прямо перед окна¬ми вокзала прошла стихийная демонстрация молодежи против высылки властями из родного города писателя Максима Горького. Он уже был известен как революционно настроенный литератор. В последние дни 1905 года на площади развернулось настоящее сражение. Сюда сдвинулся эпи¬центр вооруженного восстания канавинских и сормовских пролетариев. После Октябрьской революции Царский павильон был отдан Канавинскому районному комитету РСДРП(б). Позже здесь размещались штаб Красной гвардии и железнодорожная ЧК.
Вскоре жизнь перешла на мирную колею, привокзальная площадь снова стала обрастать красивыми зданиями. После 30-х годов, через дорогу от Царского павильона появился дом-коммуна для железнодорожников. Смотреть на него ходили целыми экскурсиями. Оригинальное строение с необычной архитектурой имело центром округленный угол. А ровные полосы прозрачных лент оконного стекла, чередующиеся с горизонтальными плоскостями стены, создавали образ дома-корабля.
Потом площадь сменила свое название. Ей дали имя «Площадь челюскинцев» — в честь подвига известных летчиков. Здесь стали про¬ходить первомайские и октябрьские демонстрации. Приветствия и лозунги звучали с трибун, установ¬ленных перед зданием вокзала.
С тридцатыми годами связано еще одно крупное событие — строительство универмага. Но к началу Великой Отечественной войны здесь успели поставить только коробку, которая затем была отдана оборонному предприятию.
А площадь приняла грозный вид. Отсюда отправлялись на фронт сол¬даты, сюда прибывали эшелоны с эвакуированными.
К 50-летию Октября город было построено новое здание вокзала и внешний вид площади коренным об¬разом изменился. С тех пор она называется Площадь Революции. В 1986 году здесь появились подземные переходы метро. У левого крыла вокзала выросло высотное здание управления городского метро¬политена.
Пере¬мены девяностых годов связаны с новостройками. Бурно растет центральный универмаг — новой его частью стал пристрой с современным дизайном. Напротив вокзала появилось здание вездесущей фирмы «Макдоналдс». Пытаясь органично вписать американского «кормильца» в традиции площади, архитекторы решили его сделать похожим на дом-корабль Горьковской железной дороги: тот же скругленный угол, то же ритмичное чередование полос стекла и стенных панелей.
Железная дорога принимает в формировании облика площади самое активное участие. Фасад вок¬зала стал отвечать всем требованиям современной архитектуры. Царский павильон, послуживший и поликлиникой, и комендатурой, и кассовым залом, вернулся к изначальному — стал парадной приемной для высоких гостей дороги. Здесь же любой желающий может красиво отметить семейное или корпоративное торжество.
Будущее площади в легкой дым¬ке. Давно вынашивается проект буль¬вара, который должен протянуться к берегу Оки и открыть с реки часть площади. Возможно, бульвар и ста¬нет следующей страницей истории вокзальной площади.
Железнодорожный вокзал
Железнодорожный вокзал Нижний Новгород возводился одновременно со строительством линии, соединившей Москву с главным ярмарочным городом России, и введен в эксплуатацию в 1862 году.
К 50-летию Октября город пост¬роил новое здание вокзала, спроектировал которое архитектор М.А.Готлиб, старые стены частично были оставлены и «вписаны» в новый облик.
В 60-е годы 20 века старое здание вокзала было демонтировано. «Мосгипротрансом» по проекту архитекторов Мелюшкина и Готлиб построен новый вокзал и введен в эксплуатацию в 1965 году. Здание приобрело новую стилистику, характерную тому времени, подражающую образу Дворца Съездов в Москве, общая вместимость составляла 2000 пассажиров. Стены центрального зала вокзала украшены монументальным панно, выполненное в технике византийской мозаики (автор – заслуженный художник России Валентин Любимов; вручную выполненные кусочки плитки на своих местах, на панно нет практически ни одной трещинки). Выкладывалась мозаика в течение шести лет, с 1965 по 1971 г.
Особенностью вокзала является его месторасположение: вокзал находится в областном центре – город Нижний Новгород, который находится в центре Европейской части России в Волжско-Окском междуречье, в 441 км северо-восточнее Москвы. Вокзал расположен на главном направлении, соединяющем центр России с Уралом и обслуживает пассажиров дальнего и местного сообщений в 6-ти направлениях: Москва, Киров, Казань, Санкт-Петербург, Волгоград, Юг и пригородного сообщения в 5-ти направлениях: Вязники, Урень, Заволжье, Металлист и Арзамас.
С ростом пассажиропотока в 1995г.-1998г. была проведена частичная реконструкция вокзала, итогом которой, стало увеличение общей площади на 1,0 тыс.кв.м за счёт встроенных антресолей. В состав вокзала входят: кассовый зал, залы ожидания для пассажиров дальнего и пригородного сообщения, камеры хранения ручной клади, комната длительного отдыха, комната матери и ребенка.
В период с 2013 по 2016 г. велась подготовка к проектированию и предварительные проработки для приведения здания вокзала к современным санитарным, технологическим нормам и нормам доступности маломобильных групп. Основной трудностью был статус объекта — объект культурного наследия, подлежащие Государственной охране с запретом на реконструкцию («Здание Московского вокзала, в котором в декабре 1905 года находился центр вооруженного восстания нижегородских рабочих»). По этой причине в 2013 году в разрешении на проведение работ было отказано.
В 2016 году была проведена историко-культурная экспертиза для перевода здания железнодорожного вокзала из статуса «Памятник» в статус «Достопримечательное место» в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В конце 2016 года здание вокзала, наконец, сменило статус на «Достопримечательное место», что сняло ограничения на работы по реконструкции.
В результате реконструкции 2017-2018 г.г. площадь вокзала увеличена на 1000 кв.м., вместимость составляет 9000 человек. Для высвобождения залов вокзала досмотровые зоны вынесены за пределы здания, организованы лифтовые подъемники, эскалатор, вокзал оборудован новым светодиодным освещением, установлены современные системы отопления. Переоборудован кассовый зал, теперь в нем размещены открытые стойки с рабочими местами билетных кассиров, билетные терминалы, предусмотрен регулируемый режим обслуживания пассажиров с местами ожидания (электронная очередь). Предусмотрен отдельный зал на 1 этаже для ожидания маломобильных групп рядом с основным входом и с оснащением всеми видами информации и услуг для данной категории пассажиров. Выходы в центральный тоннель и на платформы оснащены пандусами и лифтами. Для удобства передвижения, территория вокзала Нижний Новгород и здание оборудована тактильной плиткой. На 1, 2 этаже и в цоколе предусмотрены: кафе быстрого обслуживания, бары, залы ожидания для пассажиров с коммерческими зонами.
На площади Революции выполнено благоустройство: произведена замена ограждения, установлены столбы освещения и современные охранные системы видео-наблюдения. Фасад здания выполнен в соответствии с корпоративным стилем ОАО «РЖД». Архитектурный вид фасада согласован с главным архитектором города Нижнего Новгорода.
28 апреля 2018 года состоялось торжественное открытие вокзала для посетителей.

Фамилия, имя: Кознова Анна

Образовательное учреждение: МАОУ школа №118 с углубленным изучением отдельных предметов

Московский район

6 класс

Руководитель: , Романова Анна Аркадьевна, учитель истории

1 комментарий к “Памятник культуры — железнодорожный вокзал Нижний Новгород”

Оставьте комментарий