крынка

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Крынка — уникальный кувшин.
В нашем музее «О русской женщине» есть крынка, он является уникальным экспонатом нашего музея, о ней я вам и расскажу. (приложение №1)
В моем детстве была такая история. Однажды мы всей семьей поехали в гости к бабушке в деревню Богороцкого района. Решив ей помочь в уборке дома, мы с мамой залезли на чердак, чтобы убрать старые вещи. Чего там только не было: и старые шкафы, и деревянные сундуки, и столовая посуда. Мое внимание привлекли коричневые горшочки, стоящие в самом дальнем углу чердака.  Я спросила у мамы, из чего же они сделаны? Оказалось, что эти самые горшочки называются крынками, и сделаны они из простой глины. Я очень удивилась, как из обыкновенной глины можно вылепить такой чудесный сосуд. Решила выяснить, исследовать, откуда появилась в деревне такая посуда, где и как ее изготавливали. В нашей местности сосуды с широким горлом называют крынками. Крынки были объемом 1-2 литра. Они выполнялись без рисунка с толстыми стенками, с утолщенным верхним краем и иногда были глазурованы в верхней более узкой части. Высота была в основном 18-20 см, диаметр 11-13 см. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой и в то же время рука должна проходить для того, чтобы помыть крынку внутри. Крынка служила для хранения молока как парного, так и холодного. Ввиду того, что сосуд был выполнен из пористого материала (глины), молоко как будто бы дышало и поэтому сохранялось лучше. Крынку ставили на стол, в ней молоко хранили, в крынке молоко ставили в печь. Именно в этой посуде оно топилось в настоящей русской печке, не пригорая, приобретало бежевый или слегка коричневый оттенок. А сверху — темно-коричневая очень вкусная пенка, сдобренная и смягченная нижним слоем сливок. При хранении молока сливки отстаивались в узкой части крынки, и за счет сужения они становилась более густыми, плотными, что позволяло впоследствии с легкостью сделать из них сливочное масло. Крынки не закрывали крышками, а прикрывали марлей или тряпочкой, чтобы молоко «дышало».

Глава 1: происхождение и краткая история
Из истории гончарного производства известно, что начиная с губернской реформы Екатерины Второй и до начала XX века гончарный промысел на территории Нижегородской области имеет давнюю историю. Большое количество глины добывали и добывают по настоящее время в Богороцке, Сосновском, Ковернинском районах. Основное производство глиняной посуды в Нижегородской области было сосредоточено в уездах: Богороцком, Сосновском, Ковернинском, Большом Болдинском, а так же в городе Арзамасе. Центром гончарного производства в области считают Богороцк. Уже в 1570 году здесь было 20 мастеров — гончаров. Глину брали в лесу, в километре или полутора от деревни. В синюю глину добавляли песок, в красную – «кокшу» – головки от льна. Это делалось для прочности и для придания определенного цвета посуде. Глину резали квадратами по 20-30 килограммов и мерзлую везли домой, складывали штабелями во дворе. По мере надобности куски глины носили в корыте в избу оттаивать. Затем заливали горячей водой и месили ногами до тех пор, пока не формировалось глиняное тесто. Камешки и другие примеси выбирали руками.  Посуду делали на гончарном круге. Готовый сосуд с наружной стороны подправляли деревянным ножом, затем заглаживали руками и мокрой тряпкой. В последнюю очередь делали венчик. Готовое изделие снимали с гончарного круга острым деревянным ножом и подсушивали при комнатной температуре 24 часа. Всю партию глиняной посуды досушивали на печи в течение четырех суток до тех пор, пока сосуды не приобретали мягкий охристый или желтый цвет. Обжигали горшки в русских печах. Печи в этой местности клали большие, с широким устьем. Кстати, в таких печах и мылись, бань не строили.   Обжиг посуды был ответственным делом, гончар сам залезал в печь, укладывал посуду на толстые ручки таким образом, чтобы ее легко можно было вытащить после обжига кочергой или толстыми щипцами. Обжиг был «невысокий», при нем температура в печи доводилась до 900 или 1000-1200 градусов. Проводили обжиг один раз, накаливали глиняные изделия добела, а затем «закаливали» их в мучной болтушке. Использовали для приготовления раствора муку или «вывески» от муки. От консистенции и качества мучного раствора зависели цвет и рисунок обожженной глины. Этот процесс у русских гончаров назывался «обваркой». Обваренная посуда была значительно прочнее, и вода меньше просачивалась сквозь ее поры. После обварки рисунок на посуде получался большими темными разводами и пятнами. Очень редко мастерам удавалось получить красивый пестрый узор. Такую посуду, как правило, оставляли себе и на базар не возили. Цвет посуды был терракотовый. Наши мастера изготовляли корчаги для пива, кубышки для дегтя, горлачи, рыльники, латки, всевозможные горшки, крынки, а также рукомойники. Однако больше всего требовалось мисок и крынок, которые использовались чаще всего для разлива молока. Их в данной местности называли «ставками». Существовало несколько форм – одни ставки были похожи на горшки, с мягко изогнутым туловом, но верх мастера делали широким, открытым, с круглым венчиком по краю. Другая форма ставок имела также широкий верх, но боковые стенки конусообразно сужались вниз. Такие формы позволяли сливкам равномерно распределяться по поверхности молока, а широкая горловина давала возможность хозяйке легко снять сливки. Сметану мешали вручную, сняв сливки со всех кринок. Вот почему в каждом хозяйстве требовалось много подобных ставок. Вся посуда мастеров была небольших или средних размеров, так как местные глины не обладали большой вязкостью. Зачастую даже не удавалось вытянуть ровный сосуд, поэтому многие глиняные изделия имеют не идеально правильную форму.    Глиняная посуда мастеров продавалась на Макарьевской ярмарке, а в дальнейшем Нижегородской. Часто горшки меняли на зерно. Гончарную посуду укладывали в сено и развозили зимой на санях большими возами или на санках. Проезжая по деревням, протяжно кричали: «Горшко-о-ов, кому надо горшко-о-ов?».   Выводы исследования: глиняной посудой пользуются с давних лет; в настоящее время крынка стала лишь музейным экспонатом, а не предметом домашнего обихода; глиняная посуда сделана из природного материала, без вредных добавок, поэтому не вредна для человека, долго сохраняет тепло и холод (раньше, когда не было холодильников, люди хранили все продукты в глиняной посуде и они не портились); глиняная посуда очень красивая, можно разрисовать красками и она станет украшением

любого стола. Но есть и недостатки – она бьется, с этой посудой нужно обходиться аккуратно и бережно.
Глава 2: Легенда экспоната
Экспонат был подарен музею мной Кувшиновой Натальей. Этот экспонат перешел мне по наследству от родителей и бабушки. Предположительно крынка была изготовлена в середине ХХ века.
Глава 3: Уникальность экспоната
Уникальность экспоната в том, что он используется во многих экспозициях музея и занимает главное место. Крынка выставлялась в нашем музее во время экскурсий: “Ьабий кут»,”” С глиной по миру”. Крынок осталось очень мало, считаю, что данная крынка уникальна, так как сейчас уже не производят таких.
Глава 4: Мое впечатления об экспонате
Одним из моих любимых экспонатов музея является крынка. Она напоминает мне о доме, о моей семье, о бабушке от которой мне она досталась.

Фамилия, имя: Кувшинова Наталия

Образовательное учреждение: МБОУ "Вечерняя школа №30"

Автозаводский район

11 класс

Руководитель: , Шамеева Татьяна Борисовна, Учитель

Оставьте комментарий