Кордовая радиоуправляемая модель самолёта И-16

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Кордовая радиоуправляемая модель истребителя И-16 изготовлена для участия в соревнованиях в классе кордовых радиоуправляемых моделей, различных выставках и конкурсах. Соревнования с такими моделями проводятся в спортивных залах, а модель летает по кругу и крепится к стойке капроновой нитью, длиной 4-8метров. Все оборудование для полета находиться на борту модели. Новизна –проведение соревнований без кордодрома независимо от погодных условий и обучение азам пилотирования в течении всего года.
В основе проекта был использован серийный самолёт красной армии И-16, выпускавшийся на Горьковском авиационном заводе №21 –ныне авиастроительный «Сокол» в г. Нижний Новгород в период с 34 г.-41г.
В этой работе я расскажу о советском истребителе И-16, его истории, роли перед Великой Отечественной войной и во время войны. Далее, расскажу о конструкции модели; материалах, применяемых при изготовлении и оборудовании установленном на модели.

Основное содержание
Это был первый в мире серийный высокоскоростной моноплан-истребитель с шасси, которые убирались в полёте. Истребитель был создан в начале тридцатых годов двадцатого века в опытном конструкторском бюро одного из самых выдающихся советских авиаконструкторов Николая Поликарпова.
В красной армии истребитель прозвали «ишаком» или «ишачком» за его упрямый нрав – машина требовала филигранного пилотирования и ошибок пилоту не прощала.
Тот самолёт участвовал практически во всех военных конфликтах на планете Земля с начала тридцатых годов и до конца пятидесятых годов двадцатого века — у истребителя было просто огромно количество модификаций. И-16 стал не только первым в мире скоростным истребителем – он заставил специалистов во всём мире полностью пересмотреть тактику воздушного боя.
Поликарповым был представлен правительственной комиссии истребитель-моноплан, который в последующем и получил название И-16.
Моноплан Поликарпова очень понравился руководству военно-воздушных сил и КБ получило официальный заказ на разработку истребителя. И уже в ноябре 1933 года И-16 «пошёл» в серию. Первую машину 30 декабря 1933 года поднял в воздух легендарный Валерий Чкалов.
Параллельно с испытанием самолёта налаживался его серийный выпуск на московском заводе №39 и горьковском заводе №21. План выпуска предполагал 50 истребителей от 39 завода и ещё 250 от горьковского завода уже 1934 году. Первая серийная машина получила наименование И-16 тип 4.
В 1935 году новый истребитель показали в Милане – это был самый настоящий фурор.
Впрочем, работа И-16 в войсках скоро выявила заложенный в конструкцию машины огромный потенциал для усовершенствования истребителя – это позволило много лет поддерживать «ишачка» на приличном мировом уровне.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ ИСТРЕБИТЕЛЯ И-16
Истребитель изготовлен по классической аэродинамической схеме со смешанной конструкцией, для которой основными материалами стали дерево, сталь и алюминий. Фюзеляж состоял из двух половинок, типа полумонокок. Каркас истребителя набирался из деревянных лонжеронов, стрингеров и шпангоутов, которые сверху обклеивались берёзовым шпоном. Обшивка обтягивалась тканью, шпаклевалась и полировалась.
Крыло имело два лонжерона и состояло из центроплана и двух консолей. Лонжероны изготавливались из стальных труб, нервюры — из дюралюминиевых профилей. В передней части обшивка центроплана состояла из фанеры, а сзади – из дюралюминия. Элероны занимали практически всю заднюю кромку консолей крыла.
Хвостовое оперение одинарное, с металлическим силовым набором и полотняной обшивкой.
И-16 имел трёхопорное убирающееся шасси с двумя главными стойками и хвостовым костылём. Опоры шасси убирались вращением штурвала. На поздних модификациях хвостовой костыль был заменён неубирающимся колесом.
Рабочее место пилота (кабина) было смещено к хвостовой части истребителя. Первоначально кабина имела фонарь, но после боёв в Испании, по просьбе лётчиков, кабину сделали открытой – так улучшался обзор и пилоту было проще покидать горящий самолёт.
И-16 оснащался звездообразным двигателем воздушного охлаждения с девятью цилиндрами. На И-16 тип 4 стоял двигатель М-22 мощностью 480 лошадиных сил. На последующих типах машин применялись двигатели с мощностью до 1 000 «лошадей».
У самолёта И-16 было много модификаций. И-16 тип 29 это уже самая последняя серийная модификация И-16. Эта машина выпускалась с 1941 года. Двигатель М-63 вооружение состояло из двух синхронных пулемётов ШКАС (7,62 мм) и одного пулемёта УБС (12,7 мм). На этих машинах, выборочно, устанавливались радиостанции.
За всё время в СССР было выпущено 10292 истребителя (включая 3444 учебных) И-16 всех типов.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И-16 тип 29
Технические характеристики:
Экипаж – 1 человек
Длина, м – 6,13
Размах крыла, м – 9,004
Высота, м – 3,218
Площадь крыла, кв. м – 14,5
Масса пустого, кг – 1547
Двигатель – М-63
Мощность двигателя, л. с. – 1 100
Лётные характеристики:
Максимальная скорость, км/ч – 470
Посадочная скорость, км/ч – 131
Практическая дальность, км – 440
Практический потолок, м – 9800
Время виража, с – 16-17
Тяговооружённость, Вт/кг – 350
Вооружение:
7,62-мм пулемёт ШКАС, шт – 2

Настоящим испытанием для И-16 стало небо Испании. За штурвалами И-16 сидели как советские лётчики, так и некоторое количество испанских пилотов, которые прошли предварительную лётную подготовку в СССР. Первый свой бой в испанском небе И-16 приняли 9 ноября 1936 года.
До появления в небе Испании немецких Messerschmitt Bf.109E, И-16 просто господствовали в воздушном пространстве республики. А с появлением новой немецкой машины за небо пришлось крепко побороться. Тут уже требовалось использовать И-16 на все 100%, что мог сделать только очень опытный пилот.
В 1937 году И-16 принимали участие в боях против японских самураев в Китае и Монголии. А в 1939 году «ишачки» воевали в небе над Халхин-Голом. Принимали участие И-16 и в советско-финской войне.
Сложилось устойчивое мнение, что к июню 1941 года И-16 полностью и окончательно устарел. Устарел морально и технически. Это не совсем верно.
И-16 требовал опытного пилота. А с началом Великой Отечественной войны таких, с каждым военным днём становилось всё меньше. 40% потерь И-16 в первые месяцы войны были связаны с авариями при взлёте-посадке. Была не отработана тактика ведения боя с немецкими истребителями. Неопытный пилот на И-16 становился лёгкой добычей асов Геринга.

О модели
Модель выполнена в масштабе 1:13
• Крыло – обшивка выполнена из пенопласта (потолочной плитки толщиной 3 мм) наклеенной на каркас из лонжерона и нервюр. Края нижней и верхней обшивки стачиваются под углом благодаря чему получаются ровные кромки на крыльях. Каркас выполнен из лонжерона и пенопластовых нервюр которые обрабатываются по шаблону. Для склейки всех пенопластовых деталей модели применяется клей «TITAN WILD». На внутренней части крыла, около фюзеляжа вклеен винт м2, за который крепится капроновая нить, удерживающая модель в полете.
• Фюзеляж – выполняется из двух боковых пенопластовых пластин между которыми вклеиваются шпангоуты, нижняя и верхняя части выполнены тоже из пенопластовых пластин.Носовая часть фюзеляжа цилиндрической формы-внутри пустотелая,там расположено все оборудование(приемник дистанционного управления 2.4 Hz,аккумулятор Lipo 7.4 v 800mAh,электронный регулятор оборотов 12А, бесколлекторный электродвигатель 1806/2400kv).Сервопривод марки Sg-50 крепиться внутри фюзеляжа с выходом кабанчика наружу.К нему крепиться карбоновая тяга ,другой конец тяги закреплен к .рулю высоты.В полете спорсмен правой ручкой регулирует высоту полета модели , а левой обороты двигателя.
• Хвостовое оперение – состоит из киля, который является частью фюзеляжа и имеет фиксированный правый крен и стабилизатора, который разделён на 2 части. Первая часть вклеена в фюзеляж, а вторая является рулём высоты и прикреплён к первой части армированным скотчем.
• Тяга – выполнена из карбоновой трубки к которой крепятся крючки из стальной проволоки.
• Шасси – выполнены из тонколистового дюралюминия, колёса крепятся на болты с помощью контрагайки. В местах крепления шасси к крылу вклеены усиления из бальзы. Шасси крепятся на саморезах.
• Покраска – после полной сборки модели она оклеивается цветным скотчем, снизу самолёт голубой, а сверху зеленый. Затем нужно нанести опознавательные знаки и звезды. При оклейке полоски скотча наклеиваются внахлест 2-3 мм. Оклейка скотчем сложный этап изготовления, и лучше это делать с помощником. На округлых местах (законцовки крыла, стабилизатора, киля, капот двигателя) нужно надрезать скотч чтобы он прилегал к поверхности. На готовую модель устанавливается все вышеперечисленное оборудование (схема подключения в приложении). Модель готовая к полету весит около 240г.
Заключение
И-16 стал первым Советским скоростным истребителем монопланом, поэтому многие элементы его конструкции были проработаны недостаточно. Но создание этой машины можно назвать значительным прорывом для создания советского авиастроения. Долгое время И-16 практически не имел конкурентов по скорости и маневренности, но с появлением в Испании Мессершмитта Bf-109 господство И-16 закончилось. Он уступал своему сопернику в горизонтальной скорости, скорости набора высоты, хотя превосходил по маневренности.И-16 очень много раз модернизировался, но в итоге Советским конструкторам пришлось создавать другие виды самолетов, чтобы завоевать господство в небе.
Модель самолета И-16 получилась неплохая. При ее изготовлении я научился работать с чертежом. Изучил свойства различных материалов, таких как: пенополистирол, потолочная плитка, цветной скотч, дюралюминий, резина, клей титан и т.д. Самая сложная работа-это оклейка цветным скотчем. Эту работу лучше выполнять с помощником. Для размещения всего оборудования пришлось переднюю часть фюзеляжа сделать пустотелой. В ходе испытательных полетов подбирали воздушный винт, нужного шага. В дальнейшем попробуем поставить более мощный двигатель, для более устойчивого полета под углом 30 градусов и выше. Эта демонстрация нужна для соревнований.

Список используемой литературы
1.Н.Околелов,А.Чечин В безоблачном небе Испании моделист-конструк тор №10 2008г с29-36
2. http://typrishol.ru/voennaya_texnika/istrebiteli-i-16-zlye-sovetskie-muxi.html

Ссылка на видео действующей модели: https://disk.yandex.ru/i/Y3iHdqW9ULXw4Q

Фамилия, имя: Лапшинов Даниил

Образовательное учреждение: МБУ ДО ЦДТТ "Юный автомобилист"

Автозаводский район

5 класс

Руководитель: , Коркин Игорь Витальевич, Педагог дополнительного образования

Номинация: Техника Победы

Оставьте комментарий