Подушечное кружево (плетение на коклюшках)

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

При посещении с мамой музея истории художественных промыслов Нижегородской области, в одном из залов мы обнаружили достаточно интересный экспонат, с которым уже встречались в краеведческом музее г.Балахны, музее Великого Устюга – коклюшки (палочки, при помощи которых плетут кружево или катушка с ручкой, на которую наматываются нитки для плетения кружева). Интересно, что плетение на коклюшках также называют «подушечным кружевом». Кружевом называется сетчатая, прозрачная ткань, состоящая из сплетения ниточных узоров в виде различных орнаментов и фигур, цветов, веток с листьями, изображениями животных, зверей и птиц, даже целых бытовых сцен, характеризующих время их ручного производства. Понятие «кружево» означает «кружить, окружать, обрамлять края одежды, полы, рукава, воротник красивой узорной цветной каймой». На коклюшках мы с мамой пробовали плести еще в Великом Устюге (Вологодская область), когда посещали резиденцию Деда Мороза. Ознакомиться с экземплярами вологодского кружева можно в Вологодском музее-заповеднике, Вологодском музее кружева. А также пробовали плести в краеведческом музее г.Балахны. Очень творческое, кропотливое занятие, требующее внимания, усидчивости, аккуратности, но изделия уникальны своей неповторимостью, красотой и изяществом.
Самое известное и самобытное в России — плетеное на коклюшках. Хотя настоящим кружевом можно считать (по мнению искусствоведов) только один вид — это древнее, шитое иглой, упоминаемое в Библии как предмет украшения храмов и одежды священнослужителей. Археологи при раскопках в Египте, изучая пирамиды фараонов, в саркофагах обнаружили покрывала из прозрачной ткани, богато украшенные различными узорами. Но кружево, шитое иглой, совершенно не привилось в России. На Руси с древних времен возникло и получило широкое распространение коклюшечное плетеное кружево, которое развилось в самобытное прикладное, художественное искусство. Без применения металлических булавок сложные и тонкие изделия выполнить невозможно, а булавки стали известны с середины XVI века, вероятно, с этим временем и следует связывать его возникновение. Впервые о русских кружевах упоминается в Ипатьевской летописи 1252 года и названы они там златыми. Ими был обшит кожух князя Даниила Галицкого: «Кожюх же оловира Грецького и кружевом златыми, шит». С XVIII в. в кружева ввели разноцветную нить и цветные шелковые нити. Особенностью кружева является его символика, каждый узор и цвет имел свое значение. На Руси принято было использовать кружево как оберег, который защищал человека в самых уязвимых (открытых) местах: шея, голова, руки. Главным инструментом для плетения кружев являются: подушка-валик (на него крепится сколок), образец кружевного рисунка – сколок, коклюшки (деревянные палочки с шейкой, на которую наматывается нить), булавки с маленькой головкой, вязальный крючок. Сколок – это технический рабочий рисунок кружева на бумаге или картоне. Он служит канвой для плетения кружев. Узор на сколке наколот или напечатан точками, в которые должны втыкаться булавки для образования кружевного узора. Кружевоплетение называлось у нас в старину «женским замышлением», а кружевницы — плетеями. В России до сих пор известны — Вологодский, Елецкий, Кировский, Белевский, Михайловский, Балахнинский промыслы. По вопросу о древности и самобытности русского плетеного кружева наши искусствоведы имеют различные точки зрения. В книге В.А. Фалеевой находится много документальных фактов, подтверждающих древность русского кружева, но она считает «кружево искусством европейским». По истории кружевного дела в странах Европы в 1864 г. вышла книга Б. Полизер «История кружева». В 1874 году французский ученый Ж. Сегэн издает книгу «Кружева». Это самая серьезная и содержательная работа по кружевоплетению в Европе XIX века. Первой книгой по истории русского кружева была работа А.А. Мещерского и К.Н. Мозалевского. Авторы дают краткий обзор регионов традиционного кружевоплетния. Самой серьезной и обстоятельной книгой по развитию русского древнего кружевоплетения оказалась книга С.А. Давыдовой «Русское кружево и русские кружевницы». Историки и искусствоведы С.А. Давыдова, И.П. Роботнова, выдающийся русский искусствовед В.А. Стасов считают русское кружевоплетение древним, а вклад русских кружевниц-художников в прикладное искусство, в русскую культуру выдающимся и значительным. В 1625 г. в мастерской палате Михаила Федоровича Романова находилось десять кружевниц, им полагалось жалованье 9 руб. в год, а ткачу-кружевнику, ткавшему золотые каймы, — 7 руб. в год. В описи вещей князя В.В. Голицына конца XVII века записано: «Много различных предметов быта и убранства одежды, украшенных металлическим плетеным кружевом «домашним» — это и подушки зеленого бархата, и четыре ящика костяных коклюшек, и даже пергаментная жалованная грамота, украшенная золотым кружевом с шелком». Все это доказательство того, что в XVII веке в боярских, купеческих и дворянских владениях было широко поставлено производство металлического «русского кружева». В конце XVIII — начале XIX века существовала самая большая известная мануфактура в России в заведении госпожи Протасовой под Мценском, где создавали различные изделия из кружева западноевропейских узоров.
В Михайловском кружеве с наибольшей полнотой выразился народный вкус к простоте и ясности напряженного по цвету орнамента. Недаром оно получило такое большое распространение в крестьянском костюме разных местностей. Ростовское кружево исключительно льняное, из тонкой пряжи, имеющее свой собственный фон, который так и называется «ростовский крест». В Московской губернии – пышная цветочная гирлянда. Как центр производства кружева в России наиболее известна Вологда. Под названием «вологодское» часто подразумевалось русское кружево вообще. Во второй половине XIX века кружевной промысел возник в Кукарской слободе Яранского уезда Вятской губернии: воротнички, галстуки, рукавчики, косынки, головные сетки, пелеринки, салфеточки, головные косынки. Одним из кружевных центров России является город Балахна Нижегородской области. Местный кружевной промысел ведет свою историю с последних десятилетий XVII в., его расцвет пришелся на период с конца XVIII до конца XIX в. В краеведческом музее г.Балахны (мы с мамой сами участвовали) проводятся мастер-классы и даже обучение всех желающих данному ремеслу. Набор инструментов и приспособлений для плетения кружев был доступен для простого народа (ранее) и включал коклюшки, валик, подставку под валик, склок, булавки, ножницы и нитки. Балахнинские коклюшки (которые представлены в музее истории художественных промыслов Нижегородской области) по форме напоминают веретено с небольшой плоской головкой и имеют длину 12-15 см, обычно из березы или можжевельника, хорошим деревом считался клен, а самым лучшим – липа. Для закрепления сколка и коклюшек во время плетения кружев служит плотная подушка, которую в Балахне называют валиком, а в старые времена – кутузом. Его укладывают на специальную подставку в виде маленького столика. Подставка представляет собой две деревянные рамки-стойки, в Балахне она имела несколько названий – «козлы», «стойки», «столик». В Балахне кружева плели в основном из шелковых и хлопчатобумажных ниток, реже – из льняных. Использовались нитки черного, золотисто-кремового или белого цветов. Переработав орнаменты французских и бельгийских кружев, местные кружевницы создали свой неповторимый стиль – «балахонский манер». Его основу составляют композиции из цветов и листьев, плодов граната, гроздьев винограда – узоров, служивших символами любви, земного рая, счастливой семейной жизни. Своеобразной визитной карточкой мастериц стала «балахонская роза». Нигде нет и такого разнообразия в формах деревьев: ритмично расположение ветвей и цветов с характерными загнутыми концами листьев. Балахна, подобно другим центрам кружевоплетения, производила как штучные вещи, так и мерное кружево для украшения женской и мужской одежды: рюши для отделки дамских платьев, блузок, платков, белья, шляп и чепцов. Что можно увидеть на представленном мной фото (сами коклюшки и одежда, украшенная кружевом): галстуки, пояса, наколки на прическу, головные уборы (шали, косынки, шарфы, шапочки), перчатки, воротники, манжеты, кофты, платья и накидки на плечи. Местные кружева были популярны как в крестьянской среде, так и в городах, в том числе в высших слоях общества. С кружевным промыслом Балахны связаны местные пословицы и поговорки, как нам рассказали в краеведческом музее г.Балахны: «Балахна кружевничает», «Балахонки до слепу кружева плетут», «Кружевничка – невеличка», «Балахонские кружевницы – плести мастерицы», «Картуз да коклюшки – балахонские игрушки». Балахнинский кружевной промысел постепенно угасает с начала XX в.
Балахнинское кружево хранится в нижегородских музеях, большинство образцов относится к XIX и началу XX в. Самое же богатое собрание местного кружева, насчитывающее около пятисот экспонатов, находится в Балахнинском краеведческом музее. Литературные источники для более глубокого изучения вопроса: С.П. Ершов. Елецкие кружева и кружевницы (историко-экономический очерк). — Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. — 129 с./http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/promyshlennost/eletskie-kruzheva-i-kruzhevnitsy/kruzheva-glava-1/; Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы. — СПб., 1892; Климова Н.П. Народные художественные промыслы РСФСР. — М., 1982. — С. 160; Мещерский А.А., Модзалевский К.Н. Свод материалов по кустарной промышленности России. — СПб., 1873; Роботнова И.П. Русское народное кружево. — М., 1956; Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. — Л., 1983. — С.5,17,26,39.

Фамилия, имя: Домрачева Мария

Образовательное учреждение: МАОУ "Школа 175"

Ленинский район

2 класс

Руководитель: , Серова Ирина Ивановна, учитель начальных классов

Оставьте комментарий