Космический тренажер «Союз-ТМА»

on

Фамилия, имя: Домрачева Мария

Образовательная организация: МАОУ "Школа 175"

Район: Ленинский

2 класс

Руководитель: Серова Ирина Ивановна, учитель начальных классов

Кто из нас хотя бы раз в жизни не мечтал полететь в космос? Эта детская мечта только на первый взгляд кажется неосуществимой. Можно окунуться в мир настоящего космонавта и узнать, как же все-таки выглядит и функционирует реальный космический корабль, на котором летают не только российские космонавты, но и астронавты всего мира.
На сегодняшний день у каждого из нас появилась уникальная возможность не только почувствовать себя на месте настоящего космонавта, но и практически осуществить этот заветный полет, ведь каждый комплексный тренажер представляет собой сложную полунатурную модель, построенную с использованием полноразмерных макетов обитаемых отсеков транспортного пилотируемого космического корабля. В Нижегородском планетарии им. Г. М. Гречко в зале «Космонавтика» установлен уникальный космический тренажер ручного сближения и стыковки космического корабля «Союз-ТМА» с Международной космической станцией. Таких тренажеров в России всего четыре: кроме Нижегородского планетария им. Г. М. Гречко, они работают в Звёздном городке в Центре подготовки космонавтов, в городе-изготовителе Новочеркасске, а с конца 2010 года – и в Московском мемориальном музее космонавтики. Как готовящиеся к полетам российские и зарубежные космонавты, посетители планетария могут попробовать свои силы в отработке навыков сближения и стыковки космического корабля с МКС.
Я, как призер заочной астрокосмической олимпиады 2017 – третье место, и как увлекающаяся астрономией и посещающая занятия астрономической школы при планетарии, имела такую возможность «соприкоснуться со звездным небом».
Тренажёр обеспечивает моделирование работы всех необходимых бортовых систем и движения корабля, а также визуальную модель обстановки, наблюдаемой экипажем в оптических и телевизионных средствах наблюдения спускаемого аппарата корабля, включая:
• предстартовую подготовку транспортного корабля;
• выведение на орбиту;
• орбитальное маневрирование;
• сближение, причаливание, стыковку, полет в связке с Международной космической станцией;
• расстыковку с Международной космической станцией;
• спуск с орбиты;
• приземление и проведение заключительных операций после посадки.
Проблема спасения экипажей долговременных орбитальных станций (ОС) в случае аварии долгое время оставалась за кадром и усугублялась тем, что подобные корабли не могли находиться на орбите длительное время, а срочная наземная подготовка их для старта к терпящей бедствие ОС также была невозможна. Отечественные специалисты предпочли использовать в качестве спасателя специально пристыкованный к станции доработанный корабль «Союз» с увеличенным ресурсом бортовых систем, большую часть времени работающих в «режиме ожидания». Ближе всех подходил модернизированный «Союз», который и мог стать прообразом спасателя.
В октябре 1991 г. генеральный директор НПО «Энергия» Ю.П.Семенов выступил с предложением использовать «Союз ТМ» в качестве корабля-спасателя. Уже в июне 1992 года был подписан контракт между NASA и НПО «Энергия» на исследование возможности использования «Союза ТМ» в качестве временного корабля-спасателя для станции Freedom. Во второй половине 1995 г. работы по «Союзу ТМ» применительно к МКС получили новый импульс. К этому времени основные работы были сосредоточены даже не на решении задачи создания корабля-спасателя, а на реализации «Союза ТМ» в транспортном варианте для доставки экипажа на российский сегмент станции.
С момента создания ОКТБ «Орбита» (17.04.1973) коллективом были впервые в стране созданы и внедрены в производство в Центральном научно-исследовательском институте специального машиностроения (г.Хотьково) уникальные приборы контроля и регулирования технологических параметров, программные комплексы управления намоточными станками, системы автоматизированного проектирования и испытания изделий из композиционных материалов.
С 1975г. ОКТБ «Орбита» осуществляет разработку и изготовление средств подготовки космонавтов. В 1980г. ОКТБ «Орбита» стала головной организацией в стране по техническому перевооружению систем подготовки космонавтов. ОКТБ «Орбита» были созданы тренажеры для программы «Салют»:
• Специализированный тренажер («Бивни», «Бивни-2») причаливания и стыковки космических кораблей «Союз», «Союз Т» с орбитальными станциями «Салют-6» и «Салют-7», размещенный на техническом комплексе космодрома «Байконур» и обеспечивающий поддержание у космонавтов навыков по ручному управлению космическими кораблями при стыковке с орбитальной станцией;
• Специализированный тренажер («Бивни-3») с функциями аналогичными функциям тренажеров «Бивни» и «Бивни-2», но для космического корабля «Союз ТМ»;
• Специализированные тренажеры («Дон-732М» и «Дон-Союз-ТМ») с функциями аналогичными функциям тренажера «Дон-732», но с учетом особенностей космического корабля «Союз-ТМ»;
Высокое качество подготовки экипажей, обеспеченное указанными тренажерами, подтверждается уверенной работой космонавтов в различных нештатных ситуациях. За высокий научно-технический уровень созданных космических тренажеров, их роль в подготовке космонавтов, группа специалистов ОКТБ «Орбита» (А.В.Горепекин, Ю.Е.Прохоров, И.Н.Почкаев, В.М. Радченко, М.А. Федоров) в 1987г. была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники.
Одной из приоритетных задач при создании тренажеров пилотируемых космических аппаратов (ПКА) является создание необходимой визуальной обстановки. На мониторе космонавт должен видеть реальные трехмерное изображение станции на фоне звезд и земли.
В ОКТБ «Орбита» в настоящее время проводятся также исследования в области построения систем контроля операторской деятельности и инновационных услуг связи.
Подробно с работой системы и самого тренажера можно ознакомиться при посещении Нижегородского планетария.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *