Узора праздничный наряд
Эссе
Каждого, кто посещает наш музей, привлекает внимание раздел экспозиции «Русский костюм», особенно одежда с золотным шитьем: кафтан с пуговицами XIX века, сарафан, душегрея, платок.
При создании экспозиции музея экспонаты были получены в дар из запасников костюмерной Нижегородского театра оперы и балета им. А.С. Пушкина.
Ткани и изделия с золотным шитьем поступили в театр в 30-е годы прошлого века.
Душегрея и косынка с городецкой золотной вышивкой второй пол. XIX века являются украшением экспозиции школьного музея «Наш край».
Городецкая золотная вышивка- этот один из самых старинных и уникальных в России видов высокохудожественного народного искусства..
В Нижегородской губернии этот многовековой промысел пустил глубокие корни. Уже в XIX веке Городец стал крупнейшим центром золотной вышивки . Богатый узор украшал женский праздничный костюм- гордость семьи, его бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери.
Короткая, сборчатая душегрея сшита из вишневого бархата с пышным золотошвейным узором. Традиционно в узоре были два вазона с ветками, на которых причудливые цветы, виноградные гроздья. Узор равномерно заполняет всю переднюю часть душегреи и рассыпается гирляндами по крупным сборам сзади. Вышивка ручная по «карте». Края обделаны парчой и золотной бахромой.
Особой красотой отличался золотошвейный орнамент городецких платков.
В нашем музее хранится косынка треугольной формы.
Синий шелк посажен на голубую шелковую подкладку. Угол оформлен бахромой. По углам пышная вышивка золотными нитями в прикреп по льняному шнуру. Основа орнамента- перевитые листья с сеткой, от которых отходят фантазийные цветы. Изделие завершает кайма.
О владелице платка знала вся округа, он поднимал престиж невесты.
К городецким мастерицам приезжали со всей округи заказывать такие платки.
Узор — это состояние души, запечатленное в том или ином материале.
Как экскурсовод, я с гордостью рассказываю посетителям музея о труднейшем и уникальном ремесле золотного шитья, стараюсь передать им свой восторг и восхищение. Лучшие мастерицы знали более 100 вариантов вышивки только в технике узорных прикрепов.
Зимой вместе с родителями я была на экскурсии в Городце.В музеях мы увидели, что до наших дней сохранились образцы «нашей дивной обряды»- как ласково называли женщины эти наряды. А мастерицы ООО «Городецкая золотная вышивка» сегодня развивают эти традиции.
Анастасия Татарникова , 6 класс, Нижегородская областная специальная школа- интернат для слепых и слабовидящих детей.
Консультанты в научном описании этнографического раздела экспозиции музея:
Александрова О.И. — специалист -этнограф музея ННГУ им. Н.И. Лобачевского, ст. научный сотрудник музея «Щелоковский хутор».
Панфилова Н.В. и сотрудники музея «История художественных промыслов Нижегородской области».
Рябов О.А. — писатель, краевед.