Редкий экспонат (Бутылочка)

on

Фамилия, имя: Егор Гузенко

Образовательная организация: МБОУ школа 33

Район: Нижегородский

8 класс

Руководитель: Локтева Галина Ивановна, Педагог организатор

О ком или о чем может рассказать маленькая бутылочка, за которой охотится коллекционеры, на которой мы видим выбитую надпись “Товарищество братьев Мамонтовых “и герб Российской Империи — гарант качества продукции.

МАМОНТОВЫ, старинный торговый род, известный с XVIII в. Купец Федор Иванович Мамонтов имел трех сыновей — Николая, Ивана и Михаила (последний не имел потомства). Потеряв рано отца, они воспитывались у своего дяди, купца Аристарха Ивановича Мамонтова, управляющего откупом в г. Мосальске Калужской губ. С н. 1830‑х братья занимались винным откупным промыслом самостоятельно. В 1840‑х Н.Ф. Мамонтов переселился в Москву, где открыл фабрику сургуча, лаков и красок (с 1854– паевое Товарищество «Братья А. и Н. Мамонтовы», принадлежавшее сыновьям учредителя). Наследникам Н.Ф. Мамонтова отошел также пивной завод на Пресне.
И.Ф. Мамонтов (1796–1869) женился на дочери Мосальского купца Марии Тихоновне Лахтиной. Он занимался винным откупом в Сибири — сначала в Шадринске, а затем в Ялуторовске Тобольской губ., где у него родился четвертый сын — Савва. В к. 1840‑х семья переехала в Москву, а в 1853 И.Ф. Мамонтов возведен в потомственное почетное гражданство. В 1857 вместе с В.А. Кокаревым основал в Москве Закаспийское торговое товарищество, построил несколько гостиниц. В 1860–62 он проложил одну из первых железных дорог в России — Троицкую, связавшую Москву с Троице-Сергиевым Посадом. После его смерти семейную фирму возглавил Савва Иванович Мамонтов (1841–1918). В 1872 он был избран директором Общества Московско-Ярославской железной дороги, владел торговой конторой, специализировавшейся на поставках строительных материалов.
Еще в 1870 вместе с женой Елизаветой Григорьевной (урожд. Сапожниковой, из известного московского купеческого рода) приобрел вблизи г. Сергиев Посад имение Абрамцево, ставшее одним из крупнейших центров русской культуры и духовности. В посл. четв. XIX в. здесь жили или работали И.С. Тургенев, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.А. Врубель, К.С. Станиславский, Ф.И. Шаляпин, М.Е. Ермолова и др. С.И. Мамонтов оказывал также денежную помощь и организационное содействие ряду известных деятелей отечественной культуры и искусства. С 1884– один из организаторов Московской частной русской оперы; являлся также председателем Дельвиговского железнодорожного училища в Москве, пожизненным почетным попечителем Костромского промышленного училища им. Ф.В. Чижова, учредителем Музея изящных искусств, инициатором издания журнала «Мир искусства» и газеты либерального направления «Россия» и др.
При участии С.И. Мамонтова были построены в 1882– Донецкая железная дорога, в 1897– Вологодско-Архангельская. Он занимал пост председателя правления Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги (чистый доход в 1898 5,2 млн руб. ). В н. 1890‑х Мамонтов вышел за рамки привычных железнодорожных дел и начал осуществлять грандиозную деловую комбинацию — создание конгломерата связанных между собой промышленных и транспортных предприятий. В 1890 был взят в аренду у казны и реконструирован Невский судостроительный и механический завод в Петербурге (преобразован в компанию), а затем для снабжения его сырьем приобретен Николаевский металлургический завод в Нижнеудинском окр. Иркутской губ. (преобразован в Общество Восточно-Сибирских железоделательных и механических заводов).
Правления обеих фирм возглавил сам С.И. Мамонтов. Для полной модернизации предприятий требовались большие финансовые средства. В 1898 ему удалось взять ссуду у Петербургского международного коммерческого банка, погасить которую, как и др. долги, он уже не смог. В сент. 1899 С.И. Мамонтов был арестован, арест был наложен на все его имущество. В июне 1900 состоялся суд, присяжные, не выявив злого умысла в действиях Мамонтова, оправдали его. Однако деловая репутация была подорвана окончательно, и в последующие годы к предпринимательской деятельности он более не обращался. В обществе существовало мнение, что С.И. Мамонтов стал жертвой политики правительства, стремившегося установить контроль над частными железными дорогами.
Ист.: Барышников М. Деловой мир России. СПб. 1998.
Товарищество «Братьев А. и Н. Мамонтовых» было основано в 1840 году Николаем Федоровичем Мамонтовым, родным дядей известного мецената и крупного строителя железных дорог Саввы Мамонтова. Свое название товарищество получило в 1854 году, когда дело перешло к сыновьям, так же, как и пивной завод, располагавшийся на Пресне. Основной продукцией товарищества были лаки, краски и сургуч.
Такая интересная информация о старинном торговом роде, известном с XVIII века скрывалась за этим редким экспонатом.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *