Самопрялка

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Этап X городского интерактивного конкурса «Виртуальный музей уникальных экспонатов».

Номинация «Необыкновенный и феноменальный»

Тема: Самопрялка

Работу выполнила
Ученица 10 Г класса
МБОУ «Вечерняя школа №30»
Нагорнова Татьяна Евгеньевна
Руководитель: Шамеева Т.Б.

Нижний Новгорода 2022
1. Происхождение и краткая история.
Прялкой называют приспособление для ручного изготовления ниток из кудели. Слово прялка пришло в русский язык из праславянского языка.
Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоёмкими. Напрясть и наткать надо было на всю семью, да ещё и подати уплатить холстом. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Еще недавно в каждом доме была не только прялка, но и ткацкий станок.
Прядение в году начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму.
Обычно у каждой женщины имелось несколько прялок, которым придавалось ритуальное значение. Их расписывали различными сюжетами, инкрустировали, украшали резьбой.
Самопрялка— простое устройство. Она состоит из подставки — «донца», где сидит пряха, и стояка, на котором закрепляется кудель, катушки, винта, колеса, струны, стояка, шатуна, подножки.
Главное орудие для пряжи — веретено — делали из берёзы. Это небольшая круглая палочка, заострённая с двух концов и утолщённая к низу. К веретену прикреплялся глиняный грузик в виде кольца — пряслице. Лен мяли (удаляли твердую оболочку стебля), трепали (разделяли стебель на тонкие волокна), чесали (выравнивали льняные «пряди»). Не меньше хлопот было и с шерстью. В результате всех этих подготовительных работ получалась кудель — пучок льняных или шерстяных волокон. Для того чтобы кудель превратить в нить, ее привязывали к прялке, затем понемногу вытягивали волокна, одновременно скручивая их — вот и получалась нитка. Готовую нитку наматывали на веретено.
В крестьянском же быту самопрялка прочно обосновалась в XIX в. В зависимости от того как располагалось колесо , сбоку или снизу относительно прядильно-наматывающего узла , самопрялки были двух видов: горизонтальные –лежак, коловорот, чухонка на территории России встречалась мало, в основном Карелии. И вертикальные – стояк, коловорот, была наиболее распространена в Верхнем и среднем Поволжье.
• Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Самая искусная пряха, работая от зари, могла напрясть в день около 460 аршин пряжи (примерно 300 метров). А чтобы получить хотя 20 аршин ткани (около 15 метров), нужно было спрясть не менее 20 тысячу метров пряжи.
• Стоила прялка в начале XX века от 20 до 50 копеек. Откуда это известно? Из подписей, которые художник нередко делал прямо на прялке. Он ставил дату, имя заказчика, а заодно и своё имя. На одной из прялок, которая доживает мирно свой век в музее народного творчества в Сергиевом Посаде, написано: «1900 год. Цена 35 копеек. Писал Егор Аксенов. Кого люблю, тому дарю прялку»
• Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет.
2. Легенда
Эта прялка начала XX века. Её приобрёл Василий Дронькин , зажиточный крестьянин деревни « Заря» Ардатовского уезда Нижегородской области, своей дочери Агрипине. В то время каждая девочка с детства готовила своё приданое. В семье все приучены были к труду. У них был большой участок земли, скот и даже была своя мельница. В 1935 г. их семью раскулачили: отца сослали в Сибирь на 3 года, а всю оставшуюся семью отправили в Алатырь, пос. Калинино. Семья столкнулась с большими трудностями, дома не было, жили в землянке. Вскоре у Агрипины появилась своя семья, родилась дочка Серафима. В свободное время мама с дочкой пряли. Часто прялка выручала семью.
Прялку подарил школьному музею внук Карповой Серафимы Павловны- Александр Яковлев в Сентябре 2021 года.

3. Уникальность экспоната
Прядение — работа трудная, долгая. От сноровки пряхи зависела толщина и прочность нити, а значит — и будущей ткани. Чтобы облегчить этот труд, придумали прялку с колесом — его приводили в движение с помощью ножной педали, нить наматывалась «сама» — вытягивать и скручивать волокна, можно было обеими руками — работа шла быстрее, а нить получалась лучше. Однако можно было заняться ткачеством — из ниток делать ткань. Эта работа тоже требовала большого внимания, сноровки, трудолюбия.

Фамилия, имя: Нагорнова Татьяна

Образовательное учреждение: МБОУ "Школа №30"

Автозаводский район

10 класс

Руководитель: , Шамеева Татьяна Борисовна, Руководитель музея

Оставьте комментарий