Городецкая прялка

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Городецкая прялка
Я учусь в школе №33 и часто посещаю школьный музей «Родная старина», где хранятся различные старинные предметы. Все эти предметы могут о многом «рассказать и поведать»: о своей истории, о происхождении и о том, для чего они нужны и как используются. Одним из таких предметов является старинная прялка. Сразу вспоминаются стихи из сказки А.С.Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…».
Мне захотелось подробнее изучить прялку, потому что я сама занимаюсь рукоделием, делая разнообразные вещи из пряжи, и мне нравится история Нижегородского края, богатого своими народными промыслами.
Сейчас невозможно установить, когда на Руси появились прялки. Ясно только, что это было в глубокой древности и занимались прядением осенью и зимой. В старину пряжу делали руками, без помощи инструментов, скручивания отдельные волокна между собой. Потом ее стали скручивать при помощи веретена. Позже процесс усовершенствовался и пряжу стали изготавливать с использованием прялки. Во все времена изготовление пряжи было долгим и кропотливым. В каждой русской семье была своя расписная прялка, которая передавалась по женской линии из поколения в поколение.
Прялка — это обязательный предмет крестьянского быта. Она хранила в себе память о старинных русских обычаях и обрядах. Изучая материал, я была удивлена большим разнообразием русских прялок. Оказывается, в разных краях складывались свои формы прялок и приемы их украшения. Каждая хозяйка прялки прикладывала свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства и для облегчения труда.
Сейчас хочу конкретно остановиться на изучаемой мною школьной прялке. Промысел изготовления таких прялок возник в середине XVIII века в селе Городец Нижегородской губернии. Особенностью городецких прялок было то, что городецкие мастера использовали морёный дуб для украшения донец. Дуб для инкрустации добывался в реке Узола. Выловленная в реке древесина была иссиня- черного цвета и становилась пригодной к работе только после нескольких лет просушки на свежем воздухе. Вначале донца были резные, потом донца стали резные с инкрустацией и в более позднем варианте — донца резные с инкрустацией и росписью.
Я внимательно рассмотрела прялку: из крупного и толстого куска древесины вырезана широкая лопасть донца, где сидела пряха, и ступенчатый «копылок», служивший подставкой для гребня, на который надевали кудель. Значит, эта прялка изготовлена в период с середины XVIII века до первой половины XIX века, так как во второй половине XIX века «копылок» стали вырезать отдельно и приклеивать. На «копылке» (головке) нашего донца с правой стороны вырезана фигура коня, а с левой стороны — птица. Так украшали «копылки» на всех городецких прялках.
Особенностью городецких прялок было то, что мастерицы пряли не с лопасти как в других губерниях, а с гребня. Гребень не украшали, потому что это было трудно сделать из-за того, что рукоять была узкая и длинная, и имела частые зубья. Зато большое донце позволяло мастеру украсить его с фантазией.
Сюжеты городецких прялок просто сказочные! Часто встречались кони у сказочного дерева, всадники, кареты, генерал на коне, а под ним — шеренга солдат. Рассматривая сюжеты городецких прялок из книг в музее, я узнала, что композиция нашего донца может быть названа «Всадником». Она состоит из двух ярусов, разделенных резными полосами с орнаментом, которые хорошо подходят к основному сюжету донца. Крупная часть изображения (всадник) была сделана из темной дубовой пятимиллиметровой вставки. К сожалению, эта вставка сохранилась не полностью, но это помогло увидеть, каким образом она была изготовлена. Оказывается, после того как были сделаны вставки, мастер по нанесенному контуру долотом выбивал выемку на толщину вставок, которые крепились дубовыми шкантами. В донце на центральной вставке сохранилось три таких шканта. Место для отверстий под шканты выбиралось с учетом рисунка, у нас это сделано на конской сбруе, что придало вставке дополнительную красоту. Можно долго говорить об особенностях изготовления прялки городецкими мастерами, но для меня ясно одно, что эти прялки восхищают своей стариной и необычностью. Их хочется держать в руках, постоянно разглядывать.
Для меня было очень интересно узнать, что прялка была не только приспособлением для изготовления пряжи, но и домашним украшением. Когда на прялке не работали, то гребень вынимали из «копылка» и донце вешалось на стену. А в последний день масленицы девушкам можно было покататься на донцах с ледяной горы. Оказывается, наши предки умели не только работать, но и весело отдыхать!
Изготовление резных прялок положило начало всей городецкой резьбе и росписи по дереву. Со временем необходимость в изготовлении прялок отпала, но городецкая резьба и городецкая роспись как уникальные, старинные народные промыслы России живут и поныне радуют нас своей красотой.

Фамилия, имя: Масляева Кристина

Образовательное учреждение: МБОУ школа №33

Нижегородский район

6 класс

Руководитель: , Масельскене Анжелика Робертовна, педагог-организатор, руководитель музея «Родная старина»

Оставьте комментарий