Ретро-камера «Фотокор №1»

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Ретро-камера «Фотокор №1»
Меня интересуют технические изобретения разных эпох. В нашем музее много старинных экспонатов, но я обратил внимание на уникальный фотоаппарат времен СССР. Поэт Константин Симонов как-то написал, что «человек, который смотрит на жизнь через глазок фотоаппарата, всегда, в конечном счете, глядит через него в историю». Вот и я хочу попробовать через глазок музейного фотоаппарата увидеть историю его создания, а также узнать какую роль он сыграл в жизни советских людей.
Наш музейный экспонат, действительно, является советским фотоаппаратом и носит название «Фотокор № 1». Я не нашел точной информации, почему он был назван именно так, но есть версия, что его название связано со словом «корреспондент» и он был изготовлен для профессионального использования фотокорреспондентами газет.
Фотолюбители и фотографы-профессионалы в период после гражданской войны пользовались дорогими импортными фотокамерами или низкокачественными «самоделками». Страна очень нуждалась в качественных и доступных по цене фотоаппаратах. Поэтому, в 1928 году Высшим советом народного хозяйства РСФСР было принято решение начать выпуск отечественных фотоаппаратов на основе моделей немецкой фирмы «Цейсс-Икон».
В 1930 году на ленинградском Государственном оптико-механическом заводе (ГОМЗ) стала выпускаться модель «Фотокор №1». Всего за 1930 год завод выпустил примерно 4500 таких камер. Интересно, что стоимость на эти камеры постоянно менялась: от 160 рублей в 1930 году до 242 рублей в 1935 году. Средняя зарплата же в СССР была ниже первоначальной цены на фотоаппарат и получается, что «Фотокор-1» был не совсем дешевым фотоаппаратом.
«Фотокор-1» можно назвать универсальной складной фотокамерой. Он был оснащен подвижной объективной доской, зеркально-линзовым и рамочным видоискателем. Фотоаппарат применяли для съемок на улице и в помещениях при разном освещении. Профессионалы-фотографы использовали фотокамеру для павильонных съемок с применением штатива. Появилась возможность довольно качественно снимать архитектуру, вести макросъемку в разных ракурсах и под разным углом обзора, а также фотографировать различные мелкие объекты и делать пересъемку чертежей, планов и рисунков.
Камера музейного фотоаппарата снабжена объективом «Ортагоз», на котором есть надпись «ВООМП», что означает Всесоюзное Объединение Оптико-Механической Промышленности. Объектив передвигается в вертикальном и горизонтальном направлениях. Резкость наводится методом растяжения меха. Выбрав диафрагму и нужную выдержку, заднюю стенку корпуса фотокамеры можно снять, установив вместо нее кассету с фотопластинкой размером 9х12 см, которая использовалась в «Фотокоре» вместо фотоплёнки. В нашей фотокамере таких пластин не сохранилось.
Корпус фотоаппарата обтянут чёрным кожзаменителем, металлические детали хромированные. В верхней части корпуса для удобства использования фотоаппарата имеется чёрная кожаная ручка-ремешок с тиснением «Фотокор № 1». Вообще, все фотоаппараты «Фотокор №1» комплектовались кожаным чехлом-кофром. В музейном экспонате чехол отсутствует. Вес фотоаппарата составляет 1150 грамм.
Затвор — самая важная деталь фотокамеры, а в «Фотокоре» это было самым слабым звеном. Камеры первого года выпуска были снабжены импортным немецким затвором «Компур», который приходилось покупать за золото и валюту. В конструкторском отделе завода пытались создать затвор по типу «Компура», но ввиду сложности его изготовления и отсутствия специалистов в этой области, выпуск его в СССР был невозможен. Только с 1932 года у камеры стал отечественный затвор ГОМЗ, который был разработан на базе другого немецкого затвора «Варио». Такой фотоаппарат стал стоить дешевле, но зато не мог похвастаться высоким качеством и надежностью. При осмотре камеры из музея, я обнаружил, что в ней затвор отечественного производства.
Изучая историю этого фотоаппарата, я узнал интересный факт, что в 1935 году над фотоаппаратом «Фотокор №1» был организован «общественный суд», нелепость которого заключалась в том, что судили не человека, а вещь. Бедную камеру обвинили во всех возможных грехах из-за низкого качества, малой надежности, большой цены и морально устаревшей конструкции. Одним из постановлений суда было принято решение о введении в курс средней школы уроков по фотографии. Если бы у нас в школе были такие занятия, я с удовольствием бы посещал их.
Во время Великой Отечественной войны наряду с другими фотоаппаратами, «Фотокор-1» исправно нес службу на фронте и в тылу, помогая вести фотолетопись тех дней. Одним из преимуществ над другими камерами, была его мобильность при печати, что позволило ему стать очень популярным в то время.
Закачивая свое исследования, хочу сказать, что «Фотокор-1» не был первым советским фотоаппаратом, но он стал первым массовым фотоаппаратом. За 11 лет (с 1930 по 1941 годы) было выпущено более 1 млн. экземпляров. Несмотря на некоторые свои недостатки, «Фотокор №1» еще долгие годы был в обиходе у простых граждан СССР. Фотоснимки, сделанные этими фотоаппаратами, запечатлели историю советской эпохи и показали отношение человека с фотоаппаратом к тому, что он видел через свой объектив.

Фамилия, имя: Рябов Егор

Образовательное учреждение: МБОУ школа №33

Нижегородский район

7 класс

Руководитель: , Масельскене Анжелика Робертовна, педагог-организатор, руководитель музея «Родная старина»

Оставьте комментарий