Хлебный король Нижнего

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (9 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

В нашем городе нет улицы, носящей имя этого человека. Но дела его и память о нем живы до сих пор.
Он владел миллионами, но жил просто и без изысков. Он вращался в высших кругах, но никогда не забывал о своем крестьянском происхождении. Он получал огромные прибыли, но большую их часть жертвовал на благие дела.
Николай Александрович Бугров родился в 1839 году и происходил из старообрядцев Семёновского уезда Нижегородской губернии.
Его дед Пётр Егорович Бугров, или, как его звали, Петруха-балалаечник (кроме ложки и лямки в мешке за плечами у него всегда была балалайка), в молодости был пастухом, шляпным мастером и бурлаком. Скопив денег, он открыл свою артель. Постепенно артель Бугрова приобрела хорошую репутацию. Пётр Егорович стал перевозить соль и первым понял растущие возможности хлебного рынка. Он и положил начало большой мукомольной промышленности в Нижнем Новгороде.
Сын Петра Егоровича, Александр, продолжил семейное дело, став основным поставщиком строительных материалов на Нижегородскую ярмарку. Он выкупил арендованные мельницы, расширил мукомольное производство и торговлю, приумножив семейный капитал.
Николай Александрович Бугров оказался даже более успешным предпринимателем, чем его предки. Он не только продолжил заниматься лесом и мукомольным делом, но и основал своё пароходство и производство паровых механических мельниц, что сделало его предпринимателем всероссийского уровня. На Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года мукомольный комплекс Николая Бугрова был отмечен высшей наградой. В том же году Бугров получил право поставлять хлеб для русской армии – наличие собственных судов оказалось весьма кстати.
Огромным флотом и всеми мельницами на Верхней и Средней Волге управлял сам Бугров. В помощь ему были приказчик и бухгалтер, но, как замечал Николай Александрович своему бухгалтеру: «Эх, нанял я тебя, поддавшись моде, а ведь вся бухгалтерия у меня в голове».
Работать у Николая Бугрова считалось счастьем. Зарплата была выше, а рабочий день короче (всего 8 часов), чем в других местах. Бесплатное питание, хорошее жильё, подарки к праздникам… «Я бы кресты да ордена за работу давал – столярам, машинистам, трудовым, чёрным людям. Успел в своём деле – вот тебе честь и слава!» – говорил Николай Александрович.
А вот личная жизнь Николая Бугрова складывалась драматично. К 36 годам он трижды овдовел, похоронил троих детей и решил до конца жизни больше не жениться. Возможно, именно поэтому успешный предприниматель был равнодушен к роскоши.
Официальная цифра его пожертвований составляет 10 миллионов рублей, а ведь было ещё множество тайных пожертвований. Вообще, его ежегодная прибыль делилась так: 45% – на развитие фирмы, 45% – на нужды города, в частности на содержание благотворительных учреждений. Оставшиеся 10% процентов Бугров тратил на личные нужды и милостыню. 32 года Николай Александрович был депутатом городской думы и относился к своим обязанностям с большим усердием.
Умевший считать каждую копейку, Николай Бугров оставался вдумчивым и эффективным благотворителем. Говорят, в его доме стояла хохломская плошка, игравшая роль домовой кассы, откуда он брал деньги для приходящих просителей, а просьбы никогда не прекращались. Погорельцам из дальних губерний выделял по пять рублей, а землякам строил новые избы и в придачу дарил лошадь или корову.
Многое он сделал для благоустройства города. Среди бугровских построек – здание Волжско-Камского банка на улице Рождественской, помещение городской думы на Благовещенской площади (сейчас Дворец труда на площади Минина), здание городского театра на Большой Покровской, Вдовий дом на площади Лядова, и ещё, ещё, ещё… Николай Александрович «спонсировал» первую центральную канализацию и первый водопровод.
Но всенародную любовь Николаю Бугрову принесли его благотворительные проекты. Ночлежный дом на 900 мест был задуман ещё его отцом, в честь отца Николай Александрович его и назвал – «Ночлежный приют А. П. Бугрова». «Водки не пить. Песен не петь. Вести себя тихо» – гласила надпись над входом. За пять копеек в ночлежном доме можно было получить горячий обед. Для одиноких и немощных Бугров строил богадельни. Причём располагались они не только в Нижнем Новгороде, но в других частях Нижегородской губернии – в Городце, деревнях Малиновке и Филипповке.
При этом собственный быт богатейшего человека Нижнего Новгорода был предельно прост: стены дома оклеены дешёвыми обоями, иконы без окладов… Обычные блюда для его стола – щи, каша, горох.
Умер Николай Александрович в 74 года. Хоронили его всем городом. Многие в толпе искренне плакали, а пароходы давали протяжные гудки. Николай Александрович завещал и после его смерти тратить половину дохода с его производств на благотворительность.
Кстати, Максим Горький называл Николая Бугрова удельным нижегородским князем, а И.В.Сталин призывал учиться у него вести хозяйство во всероссийском масштабе.

Фамилия, имя: Савин Дмитрий

Образовательное учреждение: МБОУ "Школа №69"

Московский район

5 класс

Руководитель: , Миртова Ирина Владимировна, учитель истории и обществознания

Оставьте комментарий