Станционный колокол

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Голос прошлого
В каждом микрорайоне города есть особенное место, куда любят ходить и туристы и местные жители. Есть такое место и в микрорайоне Сортировочный Канавинского района. Это — музей истории развития железной дороги, основанный в 2014 году. Музей располагается на втором этаже Инженерного центра РЖД. В экспозиции музея собраны подлинные предметы, фотографии, документы, а также уникальные макеты, выполненные с большой детализацией. Все это позволяет посетителям больше узнать об истории Горьковской железной дороги и о железнодорожных профессиях.
В музее меня привлек один экспонат — станционный колокол. Экскурсовод рассказал, что это — один из старейших, подлинных экспонатов музея. По его состоянию можно сказать, что колоколу уже больше ста лет. Он использовался на железнодорожной станции, какой именно не известно. Этот колокол не экспонировался, публикаций о нем не было.
Колоколом управлял станционный смотритель, в обязанности которого входила передача информации с помощью азбуки Морзе на другие станции. Это могло быть как расписание, так и предупреждение о чрезвычайных ситуациях. Но его основная задача — это заведовать колоколом.
Станционный колокол служил для передачи сигналов как для пассажиров поезда, так и для экипажа. У колокола было три вида сигналов: один удар означал прибытие поезда на перрон, два удара говорили, что пассажиры должны приготовить свои билеты, а три удара давали сигнал к отправлению поезда. Именно так и описывает вокзальную сцену Иван Бунин в повести «Новая дорога» (1901 год). «Наконец раздается второй звонок. Махая шляпами, провожающие уходят и, оборачиваясь, кланяются уже с искренней приветливостью. – Готово! – кричит кто-то около паровоза, и паровоз тяжко стукается буферами в вагоны. Слышно, как он сдержанно сипит горячим паром, изредка кидая клубы дыма, и платформа пустеет… Потом из конторы быстро выходит начальник станции. Он только что вёл с кем-то неприязненный спор и поэтому, резко скомандовав: «Третий», так далеко швыряет папиросу, что она долго прыгает по платформе, рассыпая по ветру красные искры. И тотчас же на всю платформу звонит гулкий вокзальный колокол, раздаются гремучие свистки оберкондуктора, мощные взрёвывания паровоза — и мы плавно трогаемся.»
Эти строчки показывают, что в конце девятнадцатого — начале двадцатого века звон станционного колокола на железнодорожных станциях был чем-то обыденным.
А когда и почему появился станционный колокол? На эти вопросы я решила тоже найти ответ.
Из статьи Л. М. Ласточкиной, опубликованной в Сборнике трудов Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации «Страницы истории железнодорожного транспорта России» я узнала, что 30 октября 1837 года была введена в эксплуатацию первая в России железная дорога общего пользования между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Единственным сигналом в то время был паровозный свисток. В первые годы эксплуатации Царскосельской железной дороги скорость движения поездов были незначительной: средняя – 30 1/4 версты в час (это примерно 0,2667 км /ч). Движение поездов на дороге в этот период регулировалось только расписанием. Однако после столкновения двух пассажирских поездов во главе с локомотивами «Богатырь» и «Лев» 11 августа 1840 г., в результате которого 6 пассажиров погибли и 78 пассажиров были ранены, безопасности движения стали уделять большее внимание. Для извещения о движении поездов стал использоваться оптический телеграф, а на станциях появились наружные колокола. Железнодорожники пользовались ими в полном соответствии со служебным приказом и назывались они звучно: «Колокола на станциях».
В статье Л. М. Ласточкиной приведены цитаты из приказа управляющего Царскосельской железной дорогой №37 за 1842 год и «Общих правил сигнализации», изданных в 1909. Эти документы доказывают, что принцип пользования станционным колоколом оставался неизменным в течение более чем 60 лет. Пассажир, опоздавший занять место в вагоне до второго звонка колокола, лишался права на проезд. После второго звонка запирались двери вагонов. А с третьим звонком колокола поезд отправлялся. Швейцар громко извещал пассажиров о порядковом номере звонка и направлении поезда, например: «Первый звонок на Москву».
Так же станционный колокол использовался для передачи сигналов тревоги в случае пожара или необходимости сбора всех станционных служащих. В этих случаях в колокол издавал частый продолжительный звон.
Что касается города Нижнего Новгорода, я узнала, что Московско-Нижегородская железная дорога была открыта для движения 1 августа 1862 года. В 1864 году ежедневно курсировало две пары пассажирских поездов сообщением Москва ←→ Владимир и Москва ←→ Нижний Новгород. Поездка от Москвы до Нижнего Новгорода занимала около 15 ч. 15 мин. зимой и 14 ч. 35 мин. летом. А в дни работы Нижегородской ярмарки назначался дополнительный поезд. В это время и появились станционные колокола в Нижнем Новгороде. Возможно, именно этот колокол дал сигнал первому поезду из Нижнего Новгорода в Москву.
Почему же меня привлек этот экспонат в музее? В настоящее время станционный колокол – это раритет, о котором никто из пассажиров не вспоминает. Для извещения об отправлении поезда используются различные информационные табло и речевые информаторы, а станционные колокола повсеместно ушли в прошлое. Современному человеку трудно представить, как все начиналось. На платформе, как в театре, раздавались звонкие, протяжные удары колокола, предупреждая пассажиров о чём-то очень важном. И только голос подлинного старинного колокола в музее может оживить историю железных дорог России, сделать ее ближе.

Фамилия, имя: Ковшова Екатерина

Образовательное учреждение: МБОУ "Школа №75"

Канавинский район

9 класс

Руководитель: , Савкина Ольга Александровна, учитель английского языка

1 комментарий к “Станционный колокол”

Оставьте комментарий