нижегородское золотное шитье: сорока и епанечка (душегрея)

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...

Золоченое облачение нижегородской красавицы:
сорока и епанечка (душегрея)

В экспозиции музея «Нижегородская старина» школы № 24 представлены сорока и епанечка – предметы праздничной одежды, выполненные в технике золотного шитья. Экспонат дает нам с вами уникальную возможность рассмотреть на реальном примере золотную вышивку, которой с древних времен славится Нижегородская земля.
Манекен изображает скромно опустившую голову молодую женщину, в полностью закрывающей шею и тело одежде. Ее голову украшает сорока – древнерусский женский головной убор, состоящий из нескольких частей. Поверх сарафана надета епанечка, или душегрея – короткая кофточка без рукавов.
Украшение обоих предметов выполнено в технике золотной вышивки. Рассмотрев подробно стежки и изнаночную сторону, можно определить, что это – «накладная» вышивка, так как золотые нити проложены только по лицевой стороне работы.
И платок, и душегрея принадлежали Марфе Ивановне Князевой, жительнице села Безводное Кстовского района Нижегородской области на рубеже XIX-XX веков.
Они были отреставрированы и переданы в музей в 1998 году, и ранее нигде не выставлялись.
Эти предметы женского наряда отличаются роскошной отделкой, и первое, чем они меня привлекли и заинтересовали, это конечно, эстетическое исполнение. Богатая золотая вышивка вызывает восхищение и гордость за русское прикладное искусство.
При этом, главное, чем они будут интересны посетителям музея – это то, что они создают цельный образ нарядной одетой крестьянки. Глядя на них, воображение рисует сцены из реальной жизни.
В XIX веке в Нижегородской области, как и во всей России, начал изменяться уклад жизни, постепенно менялись обряды. Но продолжали сохраняться храмовые престольные праздники. Вышитая золотом одежда высоко ценилась и надевалась только по большим праздникам.
В селе Безводном Кстовского района к престольному празднику Троицы начинали готовиться задолго — в домах и во дворах наводили порядок, обязательно приобретали новые наряды. На гулянье выходили и молодежь, и целые семьи.
Вот на такое гулянье и могла нарядиться наша Марфа Ивановна – достать из сундука шитое золотом облачение – сороку на голову, а поверх сарафана – короткую вышитую душегрею.
В XIX веке сорока была самым богатым из женских головных уборов.
Традиционная «сорока» состояла из трех элементов:
— кичка — шапочка с твердой налобной частью, которая надевалась непосредственно на полосы. По форме кичка могла быть плоской, или иметь выступы, имитирующие рога.
— чехол (непосредственно «сорока»), который надевали поверх кички и позатылень, который закрывал затылок.
— очелье — лобная часть
Головной убор в женском русском национальном костюме это не просто аксессуар. Замужним женщинам полагалось прятать волосы. Считалось грехом и позором показать хотя бы прядь волос. По богатству отделки головного убора можно судить о материальном благосостоянии хозяйки.
Исходя из этого, можно заключить, что наш экспонат – это праздничная сорока молодой обеспеченной замужней женщины.
Главными мотивами золотной вышивки были геометрические орнаменты и растительные узоры. Здесь мы видим растительный орнамент – симметрично расположенные цветы и ветви.
Одежда крестьян имела простой покрой , зато всячески украшалась декоративными элементами: жемчужинами, вышивкой золотой или серебряной нитью, меховой отделкой.
В России всегда чтили культурные ценности предков. Заключаются они не только в искусстве, традициях, но и в костюме. Несмотря на то, что еще при Петре I национальный русский костюм пытались заменить европейским платьем, навсегда осталась у русских мастериц традиция богато украшать одежду.
В Нижегородской области до сих пор продолжают ремесло древних мастеров швейные и строчевышивальные фабрики – в Арзамасе, Городце.
К сожалению, носить такие вещи, как кика и епанечка, в современном мире уже не представляется возможным — они предполагают определенный стиль жизни и занятий, навсегда ушедшие в прошлое.
При этом такой наряд в экспозиции музея уникален по своему значению, и поэтому я считаю его «изюминкой» музея. Он пробуждает интерес посетителей к истории костюма, а также золотошвейному ремеслу. Воссоздавая картины из жизни наших предков – земляков, мы можем глубже понять историю своей земли, традиции, а, может быть, и захотим взять в руки иглу и попробовать создать вышивку, своими руками, как мастерицы Земли Нижегородской.

Фамилия, имя: Хорошенкова Дарья

Образовательное учреждение: МБОУ "Школа № 24"

Советский район

8 класс

Руководитель: , Шалаева Ольга Владимировна, учитель, руководитель музея "Нижегородская старина"

Оставьте комментарий