Колыбель лубяная. 19 век

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Колыбель лубяная.
Юрьевецкий уезд Костромской губернии.
Вторая половина 19 века
…В темном небе месяц тонок –
Серп со звездочкой одной.
Крепко-крепко спит ребенок
В колыбели лубяной.
Владимир Приходько
Этим летом, побывав в Пучежском краеведческом музее, я многое узнала о домашней утвари и быте наших предков. Об одном экспонате – лубяной колыбели — мне подробно рассказал руководитель музея. С уверенностью можно сказать, что история люльки началась с рождением первых людей. Не всегда матери могли укачивать своё дитя на руках, нужно было поддерживать очаг, готовить еду, вести хозяйство. И тогда заботливые отцы сооружали подобие материнских рук для своего ребёнка, чтобы дитя также сладко покачивалось во сне и в тепле.
В России семейный уклад складывался веками, и каждая местность имела свои традиции в пестовании младенцев. Даже нашу современную кроватку разные народы называли по-разному: зыбка, люлька, качалка, баюкалка, колыска, колыбелька, зибка и т. д.
В царских колыбелях постели и перины набивались лебяжьим пухом. В качестве подстилки на дно клали сено, солому, тряпки, под голову помещали подушку также с сеном и соломой. Для защиты от комаров, мух и света на колыбель вешали полог.

Вообще люльке придавалось огромное значение в жизни семьи, ведь люлька несёт не только практическую пользу, убаюкивая дитя; хорошо изготовленная, красивая и радующая глаз люлька предназначена радовать саму мать, чтобы она, глядя на разукрашенную колыбель, ещё больше наполнялась любовью к своему ребёнку и вдохновлялась на уход за своим чадом и его воспитание.
В крещёной православной Руси люлька также несла мистическое значение.
Так, в России ребёнка в первый раз в колыбель клали с особой молитвой: «Молитва, дитя в колыбель класти», которая была внесена в старинные Требники. Ребёнка не клали в
колыбель до крещения. Внутри колыбели размещали маленькие иконки или кресты.
По поверью, если муж хотел, чтобы детей в семье было много, он уходил как можно глубже в лес и там отыскивал дерево, достойное стать зыбкой для его дочек и сыночков.
Будущая мама меж тем готовила полог на зыбку: не только ткань подбирала красивую, но и делала украшения — вышивкой, аппликацией, кружевами. На худой конец, если уж
семья совсем бедная или мать устала от многократного изготовления пологов, могли просто сарафан бабушкин на зыбку надеть. Полог должен быть обязательно! Это не просто ограждение от света и мух. Это еще для злых духов препятствие.

Как и сейчас на детских колясках, на зыбке крепились игрушки — это были яркие лоскутки ткани, расписные ложки.
Одной из составляющих детской «спальни» была соска. Из рассказов бабушки я узнала, что соску младенцу делали из коровьего рога, на который натягивали сосок коровьего же
вымени. Или по-другому: в тряпочку клали хлеб, слегка смоченный подслащенной водичкой. В других семьях туда закладывали жёваный хлеб.
Как правило, зыбку вешали в задней части избы, за подтопком. Там проходила вторая матица (бревно, перекинутое поперёк, на котором держались доски потолка), в неё прочно-напрочно вбивалось кольцо. К кольцу крепился качок — виток толстой проволоки, а на него подвешивалась зыбка: от углов ящика шли верёвки, которые сходились на нужной высоте в петлю, она надевалась на нижний крючок пружины.

Всё просто! При оттягивании зыбки вниз рукой (или ногой — имелся специальный ремешок или верёвка для этого) качок, если он был новый, растягивался немного. При резком движении зыбка дёргалась, подпрыгивала, ребенок — того и гляди вылетит. Маленьких нянек учили правильно зыбкой «рулить». Моя прабабушка Александра с пяти лет ходила на работу – в няньки в чужие семьи.
Строго-настрого запрещалось качать пустую зыбку: якобы ребёнок потом спать будет беспокойно. Этого поверья многие придерживаются и сейчас в отношении коляски или кроватки.

Чтобы ребёнок спал крепко, в зыбку клали полено: спи, малыш, так же спокойно, как эта деревяшка. Укладывая ребёнка, читали молитву, осеняли крестом. А потом звучала колыбельная: «Мы сыночка покачаем под припевочку свою, в ней начало:
«Баю-баю!», а конец: «Баю-баю!».
Подвешивали зыбки за ободья, или дужки. На дно клали две деревянные планочки, сверху — солому. Вот вам и памперс. К выбору материала подходили очень осторожно. Нельзя, например, делать зыбки из осины, потому что она чертей всяких притягивает. Если зыбка сделана из осины, то, говорили наши предки, ребёнок умрёт. А есть люльки из камыша, из лубка — он очень долго хранится. Вот и эта колыбель выполнена на века. Глядя на этот экспонат, посетители не сомневаются в том, что ему больше века. И мысленно подсчитывают в уме, сколько же детишек новорождённых она приняла и сколько же из них уже по старости закончили своё земное существование?!
В православной России наряду с колыбельными, зачастую носившими языческие образы, над ребёнком читали и пели молитвы, которые не только успокаивали дитя, но и освящали его душу.
А закончить свой рассказ хочу замечательной баюкалкой поэта Леонида Яхнина:
Скачет-скачет
По волнам
Лодочкою зыбка.
Качи-качи,
Прямо к нам
Приплывает рыбка.
Полна зыбка
Снами
Спи-спи, рыбка,
С нами.

Фамилия, имя: Цопа Александра

Образовательное учреждение: МАОУ "Школа №125"

Автозаводский район

2 класс

Руководитель: , Федосеева Екатерина Дмитриевна, учитель начальных классов

Оставьте комментарий