Воспоминания моей бабушки о своем пионерском детстве.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Пока живы наши бабушки, дедушки, мы не задумываемся о том, что нужно как можно больше узнать о их жизни, чтобы сохранить память для себя, будущих поколений. Но в какой-то момент понимаешь, что можно просто опоздать. У нас в школе проходили классные часы про пионеров-героев, классный руководитель рассказывала нам про пионеров, комсомольцев, ребята готовили сообщения о своих дедушках и бабушках. Мы с мамой нашли фото нашей бабушки, Земсковой Ольги Владимировны, в пионерском галстуке и тоже решили узнать у нее, как проходило ее пионерское детство.
Вот что она рассказала.

Как быстро идет время! Оказывается, как уже давно это было- пионерское детство!
Принимали школьника в пионеры в возрасте 9-10 лет, а в 14-15 лет —
уже комсомол, считай — взрослая жизнь. Сколькому надо успеть научиться, чтобы достойно войти во взрослую жизнь?
По меркам взрослого человека — 5 лет в нынешнем бешеном темпе жизни — мгновение, миг!
Но это время детства, очень ценное, важное для человека, когда формируется характер, основные навыки в жизни, коллективе, взгляды на окружающий мир.
Значит, это был год 1970-71. Почему такая расплывчатая дата? Потому, что память имеет свойство стираться с годами и в результате в ней остаются только самые яркие события и моменты, либо такие события, которые часто повторялись в той, пионерской, жизни, а ещё-
общие ощущения, настроения, которые остались с того времени — особенно, что-то хорошее,
что хотелось бы вернуть, или повторить, но, увы, конечно, невозможно, потому что так устроена
жизнь!
Что же это такое — пионерия? Это — Всесоюзная Пионерская Организация имени В. И. Ленина. Все общие сведения- об истории, принципах устройства, идеологической базе можно узнать из интернета, других доступных источников информации. Но история складывается ещё из личных воспоминаний людей — тогдашних пионеров. У каждого они свои, неповторимые, то есть субъективные.
Они могут быть особенными, а могут совпадать с другими (например, если эти люди были пионерами в одно время, один период жизни всей страны). То есть пионеры, как, впрочем, и все люди, 30-х, 40-х, 50-х, 60-х, 70-х. 80-х, 90-х годов конечно, отличаются одни от других и это естественно.
Люди старших поколений всегда делились своими воспоминаниями о детстве с младшими. Например, мой отец, пионер 30-х годов тоже мне эпизодически рассказывал о своем пионерском детстве, хотя у него очень хорошая память.
Я, пионерка 1970-х годов ещё что-то помню из того — своего пионерского времени.
Но сначала — немного о самих тех годах взглядом из теперешних лет.
Все люди, за небольшим исключением, жили бедно или очень бедно, быт был
простой и скромный. Из достижений технического прогресса — кино, телевидение с очень ограниченным числом и содержанием телепрограмм. Хотя мы тогда не совсем понимали, насколько бедно мы живем материально, довольствовались тем, что имели, то есть чем могли нас обеспечить наши родители — еда, одежда, книги… Книги! Это отдельный разговор…
Гораздо важнее в жизни — её духовная сторона, и чтение книг было очень важным для этого, начиная с рождения. Книги мы читали дома или в читальном зале детской библиотеки. Очень интересны были и коллективные походы с классом в кино или в театры на детские спектакли ТЮЗа, оперного театра и театра драмы.
Было доступным и считалось важным заниматься в спортивной секции, либо в музыкальной школе, участвовать в детских кружках. А некоторым семьям было доступно отдавать и своего ребенка сразу в несколько из этих мест. Всё это было относительно дешево, за исключением, может быть, музыкальных школ, так как, помимо оплаты, необходимо было приобретать дорогой музыкальный инструмент.
Да, это было время, когда основная часть детей класса вне школы были чем-то постоянно занята, бездельников, праздно слоняющихся по улице, было очень мало. Меня, например, до сих пор удивляет- как много моих подруг и знакомых, которые занимались и закончили в детстве
музыкальную школу по фортепиано.
И ещё это было время, когда не модно и стыдно было грубить при общении, когда любой человек на улице мог спокойно делать тебе справедливое замечание о поведении, о грубом и неуместном слове — и было стыдно и неудобно, а если еще и родители узнают — серьёзного наказания не избежать.
Так вот, о пионерском воспитании. Нас воспитывали в духе патриотизма и взаимопомощи,
ответственности за свои слова и поступки, а примерами нам были герои книг Аркадия Гайдара,
герои-пионеры времен Великой Отечественной войны, авторитет этих героев был непререкаемым, тем более, что родители наши сами были так воспитаны, отцы многих из нас
были участниками этой войны, либо подростками работали в тылу для фронта.
Коллективизм — взаимовыручка, поддержка друг друга в беде или в трудностях общего дела, ощущение, что с коллективом — ты сила, способная на большие свершения — воспитывали в нас старшие. Даже отъявленные одиночки участвовали в общих мероприятиях,
чтобы не отрываться от коллектива и не быть презираемыми.

Моменты и события, запомнившиеся с тех пор — приём в пионеры — на общей линейке в актовом зале под звуки горна и пионерским галстуком через руку мы стояли в парадной форме и после произнесения последних слов клятвы пионера «всегда готов!» нам повязали на шею эти наши красные галстуки.
Про пионерские галстуки. Я помню цвет и ткань своего галстука на ощупь до сих пор
Галстуки мы, как в стихотворении, должны были действительно беречь, его выдавали в школе 1 раз на всю пионерскую жизнь, носить его было строго обязательно, как и саму школьную форму.
В течение учебного года по праздникам устраивались торжественные линейки с горнами, барабанами, маршами и поднятием флага.
Помню летний школьный пионерлагерь с такими линейками на улице перед главным входом в школу каждый день утром и вечером с поднятием и опусканием флага.
Помню игру в пионербол, походы в лес, зарницу — военно- патриотическую командную игру (правда, без особых подробностей), различные конкурсы и соревнования, фестивали и концерты самодеятельности в школьном и загородном пионерских лагерях .
В загородном пионерлагере (где была всего один раз) выступала на сцене, читала стихотворение Багрицкого «Смерть пионерки»- как в кино!- мне очень нравился фильм «Дикая собака Динго». Это было общее лагерное мероприятие, посвященное, кажется, какому-то международному молодежному фестивалю (в Москве или в Берлине- не помню), в котором участвовали все 12 отрядов лагеря. Тогда многие выступали, каждый — делал, что умел- пел,
танцевал, играл на музыкальном инструменте, читал стихотворение, заново ничего не учили,
исполняли то, что выучили раньше.
Вообще, не смотря на то, что я не была очень активной пионеркой, оказывается, что мне
тоже есть, что вспомнить о том времени, а самое главное из воспоминаний — дух коллективного
творчества, радости, дружбы, эмоционального подъёма и ещё — ничем не омрачённого чувства гордости за свою Родину, что живу в Советском Союзе. С тех пор и до сих пор помню не только некоторые пионерские песни, но и взрослые патриотические песни — про Родину…(Наверное, это и есть то общее, что могло объединять пионеров всех времён).
И ещё, я думаю, что детская организация, общая для всей страны, воспитывающая в детях чувство патриотизма, взаимовыручки, уважения к людям очень нужна в наше нелёгкое время, «чтоб не пропасть поодиночке» и как страна — сохраниться.

Фамилия, имя: Добряков Илья Евгеньевич

Образовательное учреждение: МБОУ "Школа №32"

район

Руководитель: , Машкова Светлана Викторовна,

Номинация: Мои родственники пионерами были!

Возраст: 11 лет

Оставьте комментарий