Образ русского солдата

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (64 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Образ русского солдата в автобиографической повести Н.А. Краева «Братья Краевы»
В этом году мы отмечали 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, и мне хотелось бы рассказать о книге, которую написал мой прадедушка – Николай Александрович Краев – ветеран ВОВ, с первых дней оказавшийся в самой гущи военных событий.
В повести представлены судьбы девятерых братьев — солдат, из которых вернулись домой семь, два — погибли. Исторические испытания России не могли не затронуть обычных людей. Старшее поколение прошло три войны: Первую Мировую, Гражданскую и Отечественную. Николай Александрович с гордостью описывает подвиги своего отца и родного дяди во время Первой Мировой войны: «Взводы Александра Дмитриевича и Николая Михайловича в строю рядом. Волнение. Показался неприятель… Заиграли мускулы, рука твердо сжимает рукоять сабли… Отец крикнул: «Послужим Отечеству!» Унтер-офицеры Краевы не жалели себя во время боя, вели за собой в атаку взвод, демонстрируя храбрость и героизм. Смерть настигла одного из них – Николая Михайловича. Александр Дмитриевич вернулся с войны кавалером 3 георгиевских крестов. Молодой унтер-офицер Александр Краев поддержал новую власть – Советскую Россию и еще четыре года защищал родину в рядах Красной Армии во время Гражданской войны, получив «из рук Буденного похвальный лист за мужество и умелое командование кавалерийским эскадроном».
Девятнадцать лет мирной жизни: семья, дом, хозяйство и опять это страшное слово война! Теперь уже эта война поглотила отца и сына Краевых. Александр Дмитриевич был назначен командиром роты в 316 панфиловскую дивизию, участвовал в обороне села Новлянское, в 30 километрах от Волоколамска и взятии Юхнова. Александр Дмитриевич проявил себя как великолепный стратег, обороняясь, он приказал вместо двух траншей выкопать три, тем самым спас своих солдат от верной гибели. При взятии Юхнова Александр Дмитриевич повел в атаку первый взвод. Он шел на немцев с мыслями о сыне, о котором ничего не знал с начала войны и до 1945 года: «О тебе я думал день и ночь: жив ли ты или не жив?» Этот бой оказался для Александра Краева роковым: ранение, которое он получил, не дало возможности после госпиталя вернуться в строй.
Что же происходило с сыном? Одним из центральных в повести является мотив судьбы: «Человеческая судьба. Со школьной скамьи нас воспитывали, что судьбу свою человек строит сам и сам управляет ей. Но в жизни иногда получается совсем по-другому: твоя судьба от тебя не зависит, ты ей не распоряжаешься». Этот мотив напрямую связан с мотивом «лишения свободы» — пленом. Так случилось, что Николай Краев в возрасте 17 лет был призван в Красную Армию в конце 1940 г. в город Минск в стрелковую дивизию. С первых же дней войны он оказался на передовой. В отличие от опытного военного – отца, Николай растерян, потому что отсутствует вооружение, командный состав не может справиться со всеобщим хаосом: «Плен. Страшное слово! Ты никогда в жизни о нем не думал. Экстремальная ситуации на фронте поджидают тебя ежечасно, ежесекундно. В небе кружит только вражеская авиация… А где же «Соколы»? Тебе обещали поддержку… Проходит день, второй, третий…а ее все нет. У тебя кончились патроны, на исходе ручные гранаты. Пушки без снарядов, минометы – без мин». Обостренное чувство несправедливости и непонимания того, как же все это произошло, почему родная земля стала «чужой»: «Не верится , что ты в окружении. Земля-то наша – своя!… А сегодня здесь враг!» Личностное восприятие войны пронизывает все повествование: человеческие эмоции молодого солдата естественны: во время бомбежки Николай получает ранение в голову и контузию, его сослуживца Кулиева убивают, рота уже давно отступила вместе с командирами , снайперская винтовка испорчена: «Я заплакал. Чувствуя себя беззащитным и одиноким… Вынимаю ручную гранату, вставляю запал, рывок, и был бы конец моей жизни. Что я думал тогда, что меня толкало на самоубийство… Может быть, вспомнил мать, а может быть слова политрука роты: «Отдай жизнь тогда, когда уничтожишь 20 врагов.»
Все это происходит в самом начале войны 25 июня 1941 года. 25 июня 1941 года. Несмотря на растерянность, солдаты сражались не на жизнь, а на смерть, вопреки создавшимся условиям (неопытность командования, отсутствие боеприпасов). Оставшись один из всего взвода, Николай, получивший тяжелое ранение, пытался пробраться к своим. Не раз на его пути встречались опасности: схватка с немецкими танкистами, обезвредив которых, удалось сбежать, голод, жара, боль от раны. Утомленный длительны переходом, Николай не заметил у железнодорожного моста немецкий патруль и был пленен.
Сложно было смириться с мыслью о плене, поэтому сразу же в голове солдата родился замысел — бежать. Попытка была успешной: «Я легко вздохнул, обрадовался, что выскользнул из лап фашистов…и устремился снова к своим». Но недолго длилась свобода. Когда до своих оставалось метров 20, на опушке рощи Николая подстерегали 5 немцев: «Удар по голове прикладом автомата. Искры в глазах» И опять плен на долгие 4 года.
Как можно выжить в плену? Отвечая на этот вопрос, сразу вспоминаешь Андрея Соколова из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Прежде всего, сохранив чувство собственного достоинства. Именно об этом пишет Н.А. Краев: «Выглядели же мы грязными, усталыми, оборванными, исхудавшими, но, однако, перед ними не унижались: не просили ни хлеба, ни табаку, ни воды… Я не видел ни одного случая, когда бы кто-то из наших красноармейцев приблизился к немцам, прося подаяния».
Особую роль в своем спасении Николай видел в «русском солдатском братстве», когда было тяжело как морально, так и физически, на помощь приходили товарищи. Именно поэтому само название повести помимо прямого прочтения, имеет еще и символическое. «Братья» это не только кровные родственники, но и родные по духу, по желанию победить. Именно этому солдатскому братству мы и обязаны победой в Великой Отечественной войне.

Фамилия, имя: Овчинников Алексей

Образовательное учреждение: МАОУ "Школа №156 им. Б.И.Рябцева"

Сормовский район

2 класс

Руководитель: , Овчинникова Мария Леонидовна, учитель музыки и МХК

Оставьте комментарий