Фарфоровая статуэтка

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

В нашей школе есть музей, где собраны очень интересные экспонаты. Часть помещения занимает имитация деревенской избы с русской печью, рядом стоят скамейка и сундук. На печи расположились самовары и чугунные утюги, на полу лежат домотканные половики. Много и другой утвари: чугунки и горшки, керосиновые лампы. На стенах висят вышитые полотенца, на столах – строченые салфетки.
Каждый год Совет музея принимает участие в выставке «История обычных вещей». Для создания такой экспозиции требуется много экспонатов, которые нужно правильно описать и составить про них интересный рассказ.
Мне захотелось самой поучаствовать в создании такой выставки, поэтому я решила стать экскурсоводом. Наша выставка посвящалась фарфоровым статуэткам. Было собрано более сотни экспонатов для временного показа, а некоторые остались на постоянном хранении в нашем музее.
Вот что я узнала: «Первые фарфоровые статуэтки были созданы в Китае – на родине фарфора. Как только эти крошечные изящные изделия попали в Европу, они немедленно завоевали популярность. Фарфор называли «белым золотом», он ценился на уровне драгоценных металлов, а статуэтки из этого материала стали символом богатства и престижа, имиджевым аксессуаром дизайна помещения, показателем статуса. Впервые фарфоровые изделия из Китая в Европу были привезены путешественником Марко Поло в конце тринадцатого века. Попытки организовать производство фарфора в России начались еще при Петре I – большом его ценителе. По его заданию русский заграничный агент Юрий Кологривый пытался выведать секрет фарфорового производства в Саксонском Мейсене, но потерпел неудачу. В конце 1740 года специалист по горному делу Дмитрий Иванович Виноградов, которого заслуженно называют «отцом русского фарфора», начал кропотливую работу по разработке технологии производства фарфора. Мануфактура в Санкт-Петербурге, где он проводил опыты, в 1744 году превратилась в Императорский фарфоровый завод. Фарфоровые статуэтки были предметом роскоши, позволить себе подобное украшение интерьера мог далеко не каждый. Производство фарфоровых статуэток пережило множество изменений, связанных с историческими событиями в нашей стране. После революции фарфор считался признаком мещанства, показателем буржуазной культуры. А первые советские фарфоровые статуэтки, появившиеся в двадцатых годах прошлого века, стали отражением культуры в стране, и сегодня они дают представление об устройстве советского быта. Обычно их ставили в серванты за стекло вместе с «парадной» посудой, которую доставали только по праздникам».
Мне очень понравились статуэтки знаменитого Дулёвского фарфорового завода, который был основан в 1832 году купцом Терентием Яковлевичем Кузнецовым, и Ленинградского завода фарфоровых изделий. Особенно большая статуэтка «Малахитовая шкатулка» (1960-70 г.г.), изготовленная по мотивам одноименного сборника Уральских сказов Павла Петровича Бажова, «Иванушка на гусе» (по русской народной сказке «Гуси-лебеди»). В фарфоре сказочные персонажи обретали новую жизнь, радовали красотой и безупречностью форм, а главное – тем неповторимым настроением, которое способно передавать любое произведение искусства. Такие изделия – это отражение неисчезающей веры в чудо, которое возможно только в сказках.
Но больше всего мне запомнилась статуэтка с необычным названием «Укутыш, Девочка в зимней одежде» или «Ребенок с муфтой» – известная и очень многими любимая советская фарфоровая статуэтка из серии «Счастливое детство». Фигурка изображает ребенка в зимней одежде. Девочка в шубке, в шапке, до самых глаз укутанная теплым платком. Через плечо на тесёмке муфта с вишенками. Статуэтка произведена в Ленинграде в начале 50-х годов прошлого века кооперативной артелью Прогресс, которая была создана после Великой Отечественной войны решением правительства. Просуществовала артель недолго, поэтому вся продукция считается очень ценной. Эту фигурку принесла в музей учительница нашей школы Голубева Ольга Евгеньевна. Она рассказала, что статуэтка была подарена ее маме на день рождения и всегда стояла в серванте рядом с праздничной посудой. Играть фигуркой было нельзя, поэтому Ольга Евгеньевна, будучи маленькой девочкой, садилась рядом и рассматривала статуэтку через стекло, шепотом разговаривая со своей подружкой.
Вот такую историю я узнала о фарфоровых статуэтках, по которым можно изучать не только историю страны, но и историю моды – начиная от модной одежды и заканчивая модой на фигуру, макияж, стиль поведения…

Фамилия, имя: Перова Анжелика

Образовательное учреждение: МБОУ "Школа№27"

Сормовский район

5 класс

Руководитель: , Гребнева Светлана Александровна , Лемескина Елена Евгеньевна, учитель русского языка и литературы

Оставьте комментарий