Гнилицы — история от болот до поселка кораблестроителей!

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Гнилицы — история от болот до поселка кораблестроителей!
Расскажу про родной посёлок, и какое отношение имеет к нему Пётр I.
Первые упоминания о Гнилицах датируются 16 веком. Посёлок в то время принадлежал Амвросиево-Никольскому Дудину манастырю.
С наступлением 18 века и развитием русского флота, благодаря усилиям Петра Великого, Гнилицы приобретают особую ценность — сосновый лес и близость реки Оки — идеальные условия для развития судостроения. По местной легенде, название деревне Пётр дал лично. Подтверждений этому нет, но приятно думать, что основатель Санкт-Петербурга, ходил по родным мне местам, да ещё и название придумал.
А вот, более реальные версии происхождения имени поселка:
1. Изначально были не Гнилицы, а Глиницы (тут все понятно), но небольшая опечатка и мы имеем, что имеем
2. Название Гнилицы с ударением на первый слог, произошло от болотистой местности. Древесина которая попадала в эти болота, загнивала.
3. От имени речки Гнилицы (современная Гниличка).
Сейчас название произносится с ударение на второй слог, так благозвучней.
Строительство кораблей шло полным ходом, весной с половодьем их «снимали» с места и отправляли в Нижний Новгород для дальнейшего оснащения. Да, в то время Гнилицы не в ходили в состав города (это произойдёт только в 1935), на тот момент это Балахнинский уезд.
Строительство судов шло под надзором мастеров из Городца.
Посёлок наполняется плотниками и кузнецами и конечно высшим сословием.
Екатерина II дарует земли в этих местах офицерам, за подавление бунта Емельяна Пугачева. Например соседняя деревня Нагулино принадлежала князю Урусову, а Малышево — Галицыну.
Первые улицы в Гнилицах: Набережная (сейчас Первомайская), параллельно ей — Елховка (Петразаводская), ещё Кочеткова (Ляхова). Пожар 1840 года уничтожает посёлок, совсем. Новые улицы строятся уже по плану.
Строительством деревянных судов жители занимались до 1915 года. Важными предпринимателями того периода были семьи Власовых, Дербасовых и Филлиповых. Потомки некоторых семей и сейчас проживают в Гнилицах.
Часть судов отправлялись по весне в Астрахань. В таком случае владельцы кораблей могли рассчитывать на дополнительный заработок, они покупали картошку в Нижнем и продавали в Астрахани, обратно везли рыбу.
В середине 19 века в Гнилицах был построен чугунно-литейный и механический завод компании Ярослацева Н.Г. и Аверина Ф.П. за свою историю завод построил три парохода. Хотя работа шла слабо и к 1905 году совсем остановилась. В 1918 году здание было национализировано, а оборудование вывезли на Сормовский завод. Помещение приспособили под лесопилку и мастерские по изготовлению колес. А с 1938 года в здании заработала больница и так она и работает там, на страх и риск пациентов, здание очень обветшало.
Наверное, на этом история Гнилиц и история судостроения расходятся в разном направлении. Это не значит, что посёлок пришёл в упадок. Новый виток начнётся со строительства автозавода, но это совсем другая история!

Фамилия, имя: Мазина Мирослава

Образовательное учреждение: МБОУ "ШКОЛА №37"

Автозаводский район

1 класс

Руководитель: , Торопова Ольга Павловна, Учитель начальных классов

Оставьте комментарий