Пионерия — и жизнь, и судьба!

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Пионерия – и жизнь, и судьба!

Фундамент моего пионерского детства заложен культурой пионерии военной и послевоенной поры. Пионерия отдавала свое предназначение поддержанию лучших традиций – воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения.
Пионерская жизнь всегда кипела событиями. На улице стена из проливного дождя, а из этой стены, прямо в здание Дворца культуры им.В.И.Ленина, один за одним, заскакивают участники Городского праздника пионеров и школьников. Шуму, гомону! И ни одного сухого, но и ни одного опоздавшего.
* * *
Из множества рассказов и воспоминаний пионеров старших поколений до сих пор стоит в памяти картина дней войны и отношение пионеров к этой страшной године.
Долгожданное лето 1941 года. Учащиеся уезжают на экскурсии в другие города и пионерские лагеря. В школах проходят выпускные балы. Каким будет рассвет новой взрослой жизни?
Жизнеутверждающим казалось раннее утро наступавшего воскресного дня 22 июня 1941 года, на который горьковчане имели виды самые разнообразные. Кто-то приобрел билеты на спектакль, кто-то – на футбол, кто-то запланировал купание в прогретом течении Оки, кто-то просто рассчитывал не вставать раньше двенадцати. Люди, в последний раз на ближайшие четыре года, мирно спали. Они не могли знать, что на западных границах страны уже безумствует война, что по родной земле уже сеется страдание, насилие, смерть.
Но жизнь не остановилась. Пионеры решили, что теперь нужно больше картофеля и овощей, и без сожаления сравняли городские цветочные клумбы – это ведь не навсегда! Они отвели на них места для грядок, организовав коллективные огороды по всему городу.
Каждое лето военной поры пришкольные участки и городские клумбы засаживались редиской, огурцами, капустой, картофелем и даже арбузами. Поначалу ребята не могли и предположить, какими необходимыми, востребованными станут результаты их труда.
Городскую ребятню стали учить, как и когда пахать, сеять, убирать рожь, пшеницу, картофель. А весной всех распределяли на работу в сельские районы.
Пионерия города собирала грибы, ягоды, орехи, а вырученные с реализации средства отдавала на строительство танков «Горьковский пионер», шила для бойцов Красной Армии кисеты. В каждом классе создавались тимуровские команды. Тимуровцы шефствовали над детскими домами, госпиталями, семьями фронтовиков. Учителя со своими учениками организовывали сбор средств на строительство самолетов, собирали металлолом для промышленности, теплое белье для воинов.
Ребята навещали воинов в эвакогоспиталях, помогали раненым солдатам писать письма домой, выступали перед ними с концертами, дарили раненым фронтовикам шерстяные носки и лечебный чай – тряпочные мешочки с высушенной травой ромашки.
* * *
Настал день, пахнущий теплыми человеческими слезами, льющимися из миллионов истосковавшихся и счастливых глаз. Советский солдат принес мир народам.
Пионерия по-прежнему активная помощница комсомола. Помогает вновь создаваемым школам, собирает для них учебники и учебные принадлежности, принимает активное участие в ремонте школ-эвакогоспиталей, пострадавших от разрывов авиабомб.
В 50-ые годы XX века в городе получает развитие движение «Юных натуралистов». Юнаты выращивают и высаживают на пришкольных участках рассаду капусты, помидор и цветов. Ребятам интересно развивать уже имеющийся у них опыт огородников и садоводов. Пионеры, наряду с комсомольцами, высаживают фруктовые деревья на проспектах города, на пришкольных участках закладывают питомники саженцев. Они решили превратить город в фруктовый сад.
Бурно развивается поисковая работа красных следопытов. Пионеры узнают имена бывших учеников школы, погибших в боях за Родину, по крупице собирают подробности об их жизни и подвигах, открывают в школе мемориальную доску, на которой золотом написаны имена героев.
Пионеры пишут письма фронтовикам. Ветераны становятся активными помощниками в создании музея Боевой славы. Со всех концов страны идут в школьный музей письма и посылки. За строкой каждого письма – человеческая судьба. Ветераны шлют фотографии, воспоминания фронтовой жизни. Витрина музея пополняется личными вещами ветеранов, полевыми сумками, пробитыми пулями партбилетами, пожелтевшими от времени фронтовыми треугольниками.
Летят письма в ответ: Уважаемый товарищ! Приглашаем Вас принять участие во встрече ветеранов, посвященной Дню Победы!
Такие открытки получают многие фронтовики. Каждый откликается на приглашение с радостью. В школе проходит встреча бывших воинов. Гвардейцы с волнением осматривают Музей боевой славы, учащиеся с большим интересом слушают воспоминания фронтовиков.

В Горьковском аэропорту необычно многолюдно. Звучат пионерские горны, алеют яркие галстуки. Все взоры устремлены ввысь. На посадку идет самолет. Маршрут Москва-Горький. Авиалайнер доставил почетный груз – Вымпел Валентины Терешковой, побывавший в космосе! Три дня Вымпел будет находиться в Горьковской области в лучших пионерских дружинах.
В праздник красного галстука – День пионерии – трехсоттысячная армия горьковской пионерии подвела итоги смотра «Сияйте, Ленинские звезды!». Названы имена дружин-победительниц. По городу Горькому – это дружина школы №133 Автозаводского района, дружина 52-й школы Канавинского района, дружина 32-й школы Приокского района.
Написанное выше – события 60-ых — середины 70-ых годов XX века – для меня историия – прочитанное, услышанное, увиденное. С середины 70-ых и до середины 80-ых годов я – частичка большого дружного пионерского коллектива. Уже мое поколение творит историю. Мы, пионеры-следопыты, решаем пополнить школьный музей Боевой Славы, направленность которого – подвиг советского народа в Великой Отечественной войне, новой информацией. Начинаем писать историю эвакокогоспиталя, размещавшегося в годы войны в нашей школе. Направляем письмо в архив Министерства Обороны СССР. Получаем ответ с фамилиями и именами начальника, замполита, других служащих госпиталя, их места и даты рождения. Из ответа узнаем о номере эвакогоспиталя, датах его формирования и расформирования. Полученная информация дает возможность найти этих людей или их родственников. Мы пишем письмо в Военно-медицинский музей в Ленинграде. Получаем ответ: «Эвакогоспиталь номер такой-то, дислоцировался по такому-то адресу, – урааа, кричим мы, это наш адрес. Главврач госпиталя, хирурги (перечисляются фамилии и имена). И опять указываются места и даты рождения. Госпиталь на 350 мест для раненных в конечности. За годы войны вернул в строй 5500 фронтовиков». Вот это да! – восклицаем мы и развиваем бурную поисковую деятельность. Списываемся с бывшими фронтовиками, узнаем как, чем жил эвакогоспиталь. В ответ летят письма со множеством подробностей госпитальной жизни. Пионерская жизнь следопытов кипит, из школы после уроков уходить не хочется!

* * *
Пионерия – адрес, который знаком многим в нашей стране. Одни изо дня в день приходили в эту обитель учиться. Для кого-то – это была сень, под которой жили и строго, и по законам сказки. Для кого-то – причал, в котором было дорого все. Кто-то, переступая порог этого очага, всякий раз думал, как много его во мне. Для кого-то он был островком великой культуры. Для кого-то – приютом доброй памяти. Кто-то считал его своей судьбой.
Пионерия – и жизнь, и судьба – синоним созидательного труда – целая Планета! Эту планету населяли умные, добрые, отзывчивые люди. Их было много! Десятки миллионов – учителей, работников культуры, пионервожатых, учеников – пионеров, следопытов, юнатов.
Английский гуманист Джон Колет сказал: «На каких полях человек пасется, таким и становится». На плодородных полях взросли пионеры.
Читая эти строки, невольно можно подумать, что пионеры какие-то особенные люди. Нет, не особенные. Сегодня, как и во все времена, можно найти лучше или хуже, но именно таких – нигде больше не встретишь.
Вновь хочется сказать об одном человеке, понятно, не ради завышения оценки данной работе, напротив, возможно. Сказать ради того, чтобы помнили. Сказать о главном пионере города Нижнего Новгорода, Надежде Николаевне Белик – человеке величайшего согласия, обладающего искусством чарующего воздействия устного слова, стороннике индивидуального вдохновения и коллективистского, убедительного воплощения в жизнь задуманного. Пионер-Надежда Николаевна всегда шла и идет по тропе лучших, но не по чужим следам, не подражая, а преобразуя.

Спустя годы, понимаешь, насколько творчески насыщенной была пионерская школьная жизнь. Любое дело превращалось нашими педагогами в искусство, это придавало школьной жизни интерес, а нас делала увлеченными и счастливыми.
О дне сегодняшнем в канун 75-летия Победы: в истории повседневности школы происходят важные события, которые наводят на самые позитивные размышления всякого внимательного наблюдателя – учащиеся школы помогают пожилым людям микрорайона, приглашают дедушек и бабушек на концерты, проводят встречи с детьми войны и ветеранами педагогического труда, рассказывают о своих делах в сочинениях, конкурсных работах, НОУ. Пожелаем сегодняшним творцам школьной истории успехов и мирного неба над головой.
История Пионерии – украшение нашего Отечества! А пионеры, – о которых мы вспомнили, – это наша Отчизна, наш творческий гений, прекрасный плод труда нашей великой страны!
«Par tibi, Pioneriy, nihil!» – «Нет тебе равной, Пионерия!» – Страна под чудесным небом и самым благодатным климатом на Земле.

Фамилия, имя: Ким Олег Сененович

Образовательное учреждение: МБОУ "Школа №32"

район

Руководитель: , Ким Олег Сененович,

Номинация: От первого лица

Возраст: 50 лет

Оставьте комментарий