Реликвия из школьного музея
2020 год – год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Эта война изменила судьбы миллионов людей, ход мировой истории, границы многих государств. Наш великий народ в 1941-1945 годах противостоял мощному натиску нацистской Германии. Наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки отважно сражались за независимость, свободу Родины и победили врага.
А мы должны знать историю своей страны, сохранить память о подвиге народа, который обеспечил нам мирное небо над головой.
Наверное, поэтому я решила написать сочинение о военной реликвии, которая хранится в нашем школьном музее «Георгиевский зал – зал славы русского воинства».
В музее представлено много значимых вещей: военные фотографии, письма с фронта, каски, кисеты и т.д., но мое внимание привлек необычный экспонат – кусок Брестской крепости. Его привезла нам Луконина Валентина Михайловна, которая побывала там, где увековечена память героев. Это крепость в черте города Бреста республики Беларусь.
Я нашла строки поминальной песни, написанные Сергеем Островым, которые перечитала несколько раз. Как мужественно, торжественно звучат они! Ритм стихотворения, образ крепости, настроение, чувства, переданные автором, ошеломили меня.
Я Брест. Я стою обожжённый.
Я бьюсь за солдатскую честь.
И нет здесь, нет сражённых,
Здесь только убитые есть.
Мой дом окружён и отрезан.
Мне трудно. Опять и опять.
И если не хватит железа —
Я буду камнями стрелять.
Сквозь смертную эту свирепость,
Сквозь гиблую бурю огня,
Я крепость.
Я крепость,
Я крепость,
Потомок — ты слышишь меня?!
Вот с этого самого места,
Прощальную встретив зарю,
Я крепость,
Я крепость,
Из Бреста
Сегодня с тобой говорю…
Эти стихи взволновали меня… Как пронзительно они звучат сегодня!
А когда в школьном музее я увидела кусок Брестской крепости, оцепенела и долго потом прислушивалась, а не заговорит ли он со мной, как в поминальной песне С. Острового? Мне захотелось больше узнать о героической истории Брестской крепости.
В исторических документах я прочитала, что оборона бастиона началась 22 июня 1941 года, когда в 04:15 утра Брестская крепость приняла на себя первый удар гитлеровских войск. Внезапная атака позволила фашистам сразу разделить гарнизон крепости на части, лишить людей провизии и уничтожить большую часть боеприпасов. По плану 3-го рейха Брестская крепость должна быть взята до полудня того же дня, но невероятное мужество и отвага пограничников не позволили планам Гитлера свершится так скоро. Отрезанная от воды, с небольшим количеством продовольствия и боеприпасов, цитадель пала только 26 июня. История сохранила имена тех, кто организовывал сопротивление врагу. В подвалах казарм Тереспольских ворот героически сражалась группа Потапова А.Е., совместно с пограничниками под командованием Кижеватова А.М. до 29 июня. Разрозненные группы защитников крепости около месяца продолжали борьбу с врагом. Последний защитник Брестской крепости майор Гаврилов М.П. был взят в плен 23 июля, продержавшись 30 дней…
Об отваге солдат свидетельствуют документ, найденный в немецком архиве. Текст гласит «Ошеломляющее наступление на крепость, в которой сидит отважный защитник… Русские в Брест – Литовске дрались исключительно настойчиво и упорно, они показали превосходную выучку пехоты и доказали замечательную волю к сопротивлению».
Оборона крепости стала первым и красноречивым уроком, который показал немцам, что их ждет на нашей земле.
Я думаю, никого не оставят равнодушными надписи, оставленные защитниками крепости на стенах крепостных строений: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!»
Сергей Островой был прав, спустя десятки лет, камни действительно могут сказать о многом. Реликвия из школьного музея – кусок Брестской крепости, говорила со мной о тех событиях, которые навсегда записаны на скрижали истории моей Родины. Нам, моим сверстникам, очень важно знать героические страницы Великой Отечественной войны. Это великие уроки мужества, героизма, любви к своей Родине…
Я очень хочу верить, что больше никогда не повторятся страшные события, подобные Великой Отечественной войне. И пусть говорят с нами через годы реликвии военного времени, реликвии из школьных музеев как ПАМЯТЬ.