Счастливое пионерское детство

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Недавно я прочитал повесть Анатолия Рыбакова «Кортик». Она была написана в 1946 году, а описываемые в ней события относятся к началу 1920-х годов. Главные герои повести мечтали стать пионерами. Как я понял из книги, в то время быть принятым в пионеры считалось важным жизненным достижением любого подростка.
Сейчас телевидение и Интернет насыщены передачами и видеороликами, в которых нередко высмеивают советское прошлое нашей страны. Мне трудно самому оценить, что было положительного в советские годы, а что наложило негативный отпечаток на развитие страны, так как я родился в то время, когда Советского Союза уже не было. Но и просто поверить тому, что говорят, мне тоже не хотелось, а разобраться в этом вопросе стало интересно. Я решил найти источник информации, которому бы доверился безоговорочно. И я его нашел! Я вспомнил, что моя бабушка, проработавшая в сфере образования почти 40 лет, часто полушутя всех подростков моего возраста называет «пионерами». Отвечая на мой вопрос, почему бабушка их так называет, она поделилась со мной своими бесценными воспоминаниями, которые помогли мне составить собственное представление о пионерском движении в нашей стране в советские годы и о его роли в воспитании советских подростков.
Воспоминания моей бабушки, Савчиц (до замужества — Морозовой) Елены Александровны, я записал в виде небольшого интервью, которое готов представить в своей работе.

– Бабушка, объясни, пожалуйста, почему иногда ребят моего возраста ты называешь «пионерами»? Ты хочешь этим что-то подчеркнуть?
— Нет, цели обозначить что-то особенное я не преследую. В моем детстве, когда к ребятам определенного возраста так обращались, не было ничего удивительного. А сейчас, называя современных детей пионерами, я как будто возвращаюсь в свое прошлое, когда и сама носила это звание.
— Ты тоже была пионером?!
— Конечно! Пионерами были практически все подростки от 9 до 14 лет. Только кого-то принимали в пионеры чуть раньше, а кого-то чуть позже.
— А почему в пионеры принимали в разное время?
— Первыми в пионеры принимали лучших ребят класса или школы: тех, кто учился на «отлично», кто вел активную работу, был участником и победителем различных соревнований. Например, я была «отличницей», а также командиром одной из «звездочек» в моем классе, поэтому меня приняли в пионеры раньше моих одноклассников.
— Расскажи, пожалуйста, поподробнее как тебя принимали в пионеры?
-Это было в 1969 году, когда мне только исполнилось 9 лет, и я училась в 3-м классе. Мое посвящение происходило накануне Дня Советской Армии и Военно-морского Флота, то есть перед 23 февраля, вместе с другими такими же ребятами из всех школ Приокского района г. Горького. Этот день был выбран не случайно, ведь в пионеры нас принимали лучшие военнослужащие воинской части, расположенной тогда на улице Медицинской. Других ребят из моего класса принимали позже, в мае. Посвящение проводили старшие ученики из нашей школы, которые уже были пионерами и готовились к вступлению в комсомол.
— Как проходило посвящение в пионеры?
— Нас построили в общую шеренгу, после торжественной речи я вышла на середину зала, произнесла клятву пионера, которую нужно было выучить наизусть. После чего один из военнослужащих повязал мне на шею красный пионерский галстук и вручил пионерский значок. В завершении на призыв «К борьбе за дело Коммунистической партии будь готов!» я отдала так называемый пионерский салют вместе с ответом «Всегда готов!».
— И чем же должен был заниматься подросток, принятый в пионеры? У него появлялись какие-то новые обязанности?
— Звание пионера накладывало большую ответственность. У каждого пионера были определенные обязанности, прежде всего это касалось организации жизни школы и участие в ней.
— А разве занятия детей в школе организовывали не взрослые: учителя и родители?
— Конечно, главную роль в организации играли взрослые, но и нам – детям – доверялось очень многое в школе. Можно сказать, что в какой-то мере существовало самоуправление школьников.
— Это интересно. А кто из пионеров участвовал в самоуправлении?
— Сложно ответить кто конкретно, так как большая часть пионеров была вовлечена в этот процесс. В пионерской организации нашей школы, как и в других школах, была своя структура. Пионеры каждого класса распределялись на звенья по 5-6 человек в каждом. Все пионеры звена жили недалеко друг от друга, чтобы было удобнее и быстрее собираться для совместного решения поставленных перед звеном задач. Каждым звеном руководил звеньевой. Я была звеньевой своего звена в течение нескольких лет. Пионерские звенья класса составляли пионерский отряд. Отрядом класса руководил совет отряда, состоящий из звеньевых класса, а возглавлял его председатель. Обрати внимание, что все должности в отряде были выборные, то есть ребят не назначал учитель, как, например, старосту класса, а их выбирали путем открытого голосования все пионеры класса. По такому же принципу строилась следующая ступень пионерской организации школы: из отрядов формировалась дружина школы, которой руководил совет дружины, состоящий из членов совета отряда класса и председателя. Самым главным человеком в пионерской организации школы был старший пионервожатый.
— А какие задачи стояли перед звеном, которые нужно было решать?
— Один раз в месяц проводился сбор пионерского отряда, на котором озвучивались задачи, которые необходимо решить в рамках деятельности различных секторов. Секторов было несколько, и в совете отряда обязательно был ответственный за работу определенного сектора. В нашем отряде был учебный сектор, трудовой, культурно-массовый, сектор спортивно-массовой работы, редколлегия, сектор шефства и «тимуровского движения».
— Какой разносторонний спектр деятельности!!! И в чем заключалась работа секторов?
— О функциях сектора можно судить уже из их названия.Так, учебный сектор наряду с учителем контролировал успеваемость учеников в классе. Если в классе был ученик, который отставал в учебе по какому-либо предмету, то к нему «прикрепляли» ученика, успевающего по данному предмету (чаще всего из своего звена), чтобы он в свободное время дополнительно позанимался с отстающим и «подтянул» его. Ответственные за трудовой сектор составляли графики различных дежурств по классу (ежедневная уборка класса, генеральная уборка после окончания четверти) и школе (по столовой, во время перемен, по уборке пришкольной территории в осенний и весенний периоды) и обеспечивали участие в них ребят. Этот же сектор организовывал сбор металлолома и макулатуры. В ведение культурно-массового сектора входила организация участия класса в концертах художественной самодеятельности, проводимых в школе по случаю государственных праздников и памятных событий.
— Ты упомянула, что в классе была редколлегия. А чем она занималась?
— В обязанности членов редколлегии входил выпуск стенгазеты со статьями, заметками, красочными заголовками и рисунками к ним о жизни и деятельности класса. Были материалы об интересных событиях, о лучших учениках, о памятных датах. Одновременно стенгазета служила своеобразным «окном сатиры», так как в ней могли изобразить ученика, который ленился и поэтому плохо учился, или указать на проступок ученика или поступок, не достойный звания пионера.
— А как же выпускали стенгазеты? У вас в школе была типография?
— Нет, типографии у нас в школе не было. Не было также ни компьютеров, ни принтеров, ни Интернета. Все стенгазеты делались вручную. Ребята из редколлегии сами сочиняли и писали тексты заметок, сами рисовали рисунки. Вот меня, например, часто выбирали членом редколлегии, потому что я хорошо рисовала, поэтому моей задачей было наполнение стенгазеты рисунками.
— Удивительно! А я думал, что ты отвечала за спортивно-массовый сектор. Ведь вся твоя профессиональная жизнь связана с преподаванием физической культуры!
— Спортом я серьезно увлеклась только в 13 лет, но и до этого активно участвовала в различных школьных спортивных соревнованиях. А вот участие ребят нашего класса в таких мероприятиях и организовывал сектор спортивно-массовой работы. Главную роль в этом играл физорг класса. Кроме того, в его обязанности входили подготовка «рапортовок» для уроков физкультуры, в которой указывалось общее количество человек в классе и количество присутствующих и отсутствующих на уроке, а также построение класса перед уроком и расчет на «Первый, второй…». Сейчас, как ты знаешь, построением и пересчетом учеников занимается учитель физкультуры.
— А были ли у пионеров общественные дела, не связанные непосредственно со школой?
— Да, были и такие. И очень большую роль в них играл сектор шефства. Ты, конечно же, читал книгу Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» и помнишь, что главные герои помогали семьям служивших или погибших красноармейцев. Сейчас это называется волонтерством, а в моем детстве — «тимуровским движением». У нас в школе у каждого отряда были подшефные участники или семьи погибших участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. С ними проводились встречи в школе, также мы их посещали на дому, иногда оказывали небольшую помощь по домашнему хозяйству в силу наших возможностей, приходили поздравлять со всеми государственными праздниками. Особенно готовились к поздравлению с Днем Победы. Кроме поздравления ветеранов, ребята участвовали в возложении цветов и венков к памятникам погибших воинов, при этом за каждым отрядом был закреплен свой памятник. Когда мы стали постарше, то стали принимать участие и в демонстрациях, посвященных этому великому празднику.
— Судя по твоим рассказам, жизнь пионера была очень насыщенной. Кроме учебы и посещения кружков ребята успевали заниматься еще таким количеством разных дел! Когда же вы отдыхали? Наверное, только летом?
— Во-первых, не смотря на постоянную занятость, у меня не было ощущения особой усталости. Все было организовано и распланировано очень четко. А главное мне было интересно этим заниматься. А во-вторых, летом пионерская жизнь не замирала, поскольку в этом время работало огромное количество пионерских лагерей разного уровня: городские, областные, республиканские и всесоюзные.
— И ты тоже бывала в пионерских лагерях?
— Обязательно! Причем я успела побывать в таких лагерях и как пионер, и как пионервожатая. При школах организовывали городские лагеря для учеников 4-6 классов. В этом возрасте я тоже посещала пионерский лагерь. Пионеры из старших классов (7-8 классы) уже становились пионервожатыми в лагере. Вот как раз, когда я закончила 7 класс, то стала уже пионервожатой в одном из отрядов лагеря в нашей школе. В тот год у лагеря была морская тематика, и назывался он «Горьковчания». Мы использовали морские термины в обозначении повседневных вещей и действий: например, камбуз, кубрик, кок, драить палубу. Ежедневно на утреннем построении поднимали флаг на капитанском мостике. Каждый вожатый должен был носить элемент морской формы: тельняшку, бескозырку и т.п. Еще раз пионервожатой мне довелось быть в 17 лет, после окончания 1 курса Пединститута им.М.А. Горького. Я ездила на 2-ю смену с 29.06 по 24.07.1977 года в пионерский лагерь им. Талалушкина в Зеленый город, где была пионервожатой 6 отряда. Я была главным помощником воспитателя отряда и на мне была очень большая ответственность за жизнь, здоровье, подержание режима дня детей, а их в отряде было 30 человек!
— А что же интересного тебе запомнилось из тех времен, когда ты ездила в пионерские лагеря не в качестве пионервожатой, а как пионер?
— Пожалуй, самое яркое событие в моей пионерской жизни – это поездка во Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок», расположенный недалеко от г. Туапсе. Это произошло после окончания 6 класса в 1972 году. «Орленок» считался вторым по значимости пионерским лагерем в Советском Союзе после «Артека». Поездку в лагерь нельзя было приобрести за деньги, как сейчас путевку. В него могли поехать те, кто это заслужил успехами в учебе, достижениями в спорте, музыке, изобразительном искусстве, ну, и конечно, самые активные и лучшие пионеры со всех уголков нашей страны. Я попала в дружину «Звездная», где оказалась еще одна девочка из г. Горького, все остальные ребята были других областей и автономных республик РСФСР. Наш день был расписан по часам в буквальном смысле. Кроме подъема, зарядки, приема пищи, купания в море и отбоя все остальные часы были посвящены какому-нибудь определенному занятию. У нас был «барабанчас», «спортчас», «музчас», «танцчас», «трудчас». Кроме этого, мы посещали различные кружки. Среди них были традиционные, например, кройки и шитья, вязания макраме и т.п., а были и необычные, в которые я вряд ли бы смогла ходить в своем родном городе. Например, кружок авиамоделирования, парашютного спорта, цирковой. Кстати, именно в цирковом я научилась жонглировать, что очень помогло мне, когда я стала заниматься художественной гимнастикой. Обязательно проводились встречи со знаменитыми или интересными людьми. В частности, в мою смену к нам приезжал сын нашего знаменитого земляка, летчика Валерия Павловича Чкалова, и рассказывал нам о нем. Вечерами мы тоже не скучали: для нас устраивали киносеансы, организовывали концерты, часто мы собирались у костра, где в «орлятском кругу» пели песни. В общем, впечатлений после посещения «Орленка» было не сосчитать, а память об этом времени я сохранила на всю жизнь.
— Бабушка, я так много узнал о твоем пионерском детстве. Насколько я понял, оно было ярким, разнообразным, запоминающимся. Как ты думаешь то, что ты была пионером, оказало влияние на твою дальнейшую жизнь? Помогло ли это тебе в будущем?
— Несомненно, оказало! С детства мне прививали навыки самоорганизованности, дисциплинированности, чувство ответственности за свои поступки и поступки моих товарищей. Для меня открыли ценность работы в коллективе, показали важность помощи товарищам. Даже мои подруги, с которыми я общаюсь до сих пор, из моего пионерского детства. Будучи пионером, я узнала о значимости труда и научилась уважать труд других. Через всю жизнь я пронесла благодарность к тем людям, которые защищали нашу страну в военные годы. Многое из вышеназванного помогло мне достичь успехов в спорте, в профессиональной деятельности, вырастить и воспитать своих детей достойными людьми. С теплом и чувством признательности я вспоминаю то время, когда была пионером. Не жалею, что мое детство было именно таким, и считаю его счастливым.
— Спасибо тебе, что поделилась со мной воспоминаниями. Теперь мне стало понятнее, что значила и какое влияние оказала Пионерия на жизнь многих советских ребят.

Фамилия, имя: Шильников Роман

Образовательное учреждение: МАОУ СШ № 151

район

Руководитель: , ,

Номинация: Мои родственники пионерами были!

Возраст: 11 лет лет

Оставьте комментарий